Лента новостей
Статья30 октября 2014, 09:00

Один день и вся жизнь

За любовь и верность
Всю свою трудовую жизнь Лидия Васильевна Трегубова посвятила детям.
Ее имя знакомо нескольким поколениям жителей Сатинки, чьи дети неотъемлемой частью своей биографии считают детский сад «Березка».
Ее первых «малышей» уже давно величают по имени-отчеству. Они работают в Сатинке, Тамбове, Москве, стали папами и мамами, у многих - дети - студенты, а для нее они так и остались Иришками и Сережами, Наташами и Ванечками - любимым и памятным выпуском 1986 года. Ее первым выпуском в детском саду «Березка».
Почти 35 лет назад вернулась Лидия Васильевна в родной район из Рассказово, где по распределению «отрабатывала» диплом учителя начальных классов.
В школах района - в это трудно сейчас поверить! - вакансий не нашлось. Молодому специалисту предложили «непыльную» должность в райкоме, в отделе пропаганды, но ей хотелось работать по своей профессии - с детьми. Ведь ее так многому научили, дали столько нужных, необходимых для работы знаний!
И новый, 1981 год, стал для Лидии Васильевны действительно новым, определившим всю ее последующую судьбу, всю ее жизнь.
4 января 1981 года она приняла свою первую малышковую группу в Сампурском детском саду, а с открытием в 1984 году в райцентре детского сада ее переводят на работу в «Березку». И тридцать лет - со дня основания сада - она каждый день идет сюда, чтобы снова и снова встретиться с Детством. Потому и молода душой и сердцем, потому и выглядит отлично - рядом с детьми невозможно иначе. Каждый ребенок, каким бы сложным и проблемным он не был - луч света и радости для того, кто привык видеть в детях только хорошее.
Сегодня Лидия Васильевна Трегубова - старейший работник дошкольных учреждений района. Старейший - в хорошем смысле этого слова: у нее - самый большой педагогический стаж, она с полным правом считается самым опытным педагогом, и настоящим профессионалом. Сейчас она работает старшим воспитателем, и основная часть ее рабочего дня, отнимающая львиную долю времени, - методическая деятельность, повышение квалификации воспитателей, кураторство работы воспитателей, контроль за образовательно - воспитательным процессом. А еще - постоянные мониторинги, анкетирование, внедрение в систему дошкольных учреждений новых образовательных стандартов.
Но компьютер и «бумажная» работа с документами никогда не заменят ей живого общения с детьми, любимого, ставшего за 35 лет насущным, как хлеб и воздух, дела: Лидия Васильевна - «своя» в каждой группе, и по должности, и по велению сердца. Теперь все малыши - от мала до велика - «ее» дети.
Она не может относиться к своей работе, не вкладывая в нее душу. Все нюансы детских взаимоотношений, детские радости и горести, проблемы в семье и в детском коллективе, формирование характера ребенка, формирование личности, а главное - физическое и психическое здоровье детей - ничто не оставляет ее равнодушной.
И ее заслуги оценены по достоинству - на недавней торжественной церемонии чествования педагогических работников губернатор Тамбовской области Олег Иванович Бетин вручил ей заслуженную награду - Почетную грамоту администрации Тамбовской области.
С 7 до 19
Таков рабочий день воспитателя детского сада. Прием детей, завтрак, занятия, прогулки, обед, сон, полдник, ужин - и домой, где ждут семья и собственные дети. С утра пораньше разбудить и отправить в школу ребят - ведь на работу - к 7, подготовить группу к приему детей. Посмотреть, везде ли тщательно сделана уборка, проветрить помещения, подготовиться к занятиям.
Раньше о таких наглядностях и методических пособиях, которые сегодня пришли на помощь работникам детских дошкольных учреждений, даже мечтать не приходилось. Львиная доля раздаточного и наглядного материала выполнялась теми же самыми воспитателями, которым «по совместительству» приходилось осваивать «профессии» скульптора, художника, закройщика. Пособия для развития речи, счета, мелкой моторики, творческих занятий и занятий по изобразительному искусству - воспитатель должен быть человеком неординарным, творческим, с художественным вкусом. А иначе как привить ребенку способность видеть и слышать природу, а вместе с ней - и другого человека? Как научить его ценить и понимать прекрасное? Любить родной край и свою страну? А как раскрыть таланты и способности, скрытые в каждом ребенке?
Но мы отвлеклись от темы рабочего дня воспитателя - а ведь детский сад - учреждение, живущее в строгом соответствии с режимом дня.
Здесь все подчинено бегущей по циферблату часовой стрелке - еда, сон, гигиенические процедуры, игры, занятия и прогулки.
Начинается прием детей - и все внимание воспитателя отдано этому непростому процессу. Каким пришел в сад ребенок? Здоровым и довольным, или мамочка, испугавшись больничного, накапала в нос пол-аптеки, чтобы скрыть сопли и оставить дите в саду? Радуется ли он встрече с ребятишками, или, вцепившись в маму мертвой хваткой, орет на всю группу? Как правило, проблемы в семье проецируются на поведение ребенка в саду.
Детка переодевается, и здесь снова видно отношение к ребенку в семье - терпеливо ли мамочка ждет, когда малыш самостоятельно, непослушными пальчиками застегнет пуговки и молнии, натянет носочки и туфельки, или нервно дергая малыша, быстро переодевает его, и впихивает воспитателю.
Увы, современным родителям всегда «некогда». Почему? Неужели старшие поколения, лишенные машинок-автоматов, пылесосов и прочих «помощниц», не так уставали дома и на работе? Почему же всем нам читали книжки, рассказывали сказки? Или свободное время современных родителей подчинено друзьям в «одноклассниках» и общению на форумах?
А в детсаду тем временем наш любимый малыш тщательно вымыл ручки - до локтя, чтобы убить всех микробов, и лучше, если прохладной водой - для закалки, и отправился на завтрак. Воспитателям нужна хорошая физподготовка: сколько наклонов, приседаний, поднятий тяжестей сделают за день - никакой фитнес-клуб не соперник!
Каждый режимный момент - соответственно, обучающий - в зависимости от возраста. Обучение навыкам самообслуживания, обучающие и развивающие занятия, укрепление здоровья, развитие творческих способностей. И как бывает порой обидно, когда родители заявляют: «мы вам его отдали - вы и воспитывайте, вам за это деньги платят». Как автомат с кофе - бросили монетку - получили чашечку.
Родителей тоже нужно воспитывать - убеждена Лидия Васильевна. Работа с родителями ей всегда нравилась, и за 35 лет у нее не было ни одного конфликта. Если у воспитателя нет контакта с родителями - невозможно полноценно дать ребенку то, что требует детское дошкольное учреждение.
После завтрака - занятия. Это одна из важнейших составляющих образовательного процесса. Сегодня требования к образовательному контенту резко возросли. В первый класс ребенок идет более подготовленным - в соответствии с образовательным стандартом, да и дети сегодня - более развитые, умные, «продвинутые», чем 20 лет назад. Но и более сложные в психологическом плане: многие - гиперактивные, неусидчивые, а значит, неизбежны проблемы с адаптацией к школе. Большинству требуется помощь специалиста-логопеда: недостаток общения в семьях, проблемы со здоровьем накладывают отпечаток и на вербально-коммуникативную функцию. Проще говоря, почти у каждого второго ребенка - проблемы с речью. И воспитатель не просто учит узнавать цвета и фигуры, считать, лепить и рисовать - он учит познавать мир, адаптироваться в этом мире, жить в мире с людьми и в гармонии с собой. Конечно, при условии - хороший воспитатель.
После занятий - одеваться на прогулку! «Я стараюсь, чтобы воспитатели больше внимания уделяли патриотическому воспитанию детей, ведь любовь к своей малой родине, к своему краю начинается с детства», - говорит Лидия Васильевна. И детям на прогулке рассказывают о нашем селе, водят на экскурсии - в школу, в парк, к памятнику погибшим воинам-землякам. Ребенок должен гордиться местом, где родился и вырос.
Но вот детки пришли с прогулки. Переоделись, помыли руки, сели обедать… Здесь тоже нужен глаз да глаз - впрочем, как и со своими собственными детьми.
Тем временем - в детском саду тихий час… Разобраны кроватки, тихо сопят носики, разметались по подушке золотистые, светлые, темные волосики. Кто-то хмурит во сне бровки, кто-то - сжал кулачки, а кто-то - безмятежно улыбается. Мирно, безмятежно и тихо спят дети. «Мечтаю, чтобы все были здоровы и счастливы», - тихо говорит Лидия Васильевна. И свои дети, и чужие - впрочем, чужих детей для нее не существует.
Автор:Светлана Сабитова