Перевозовский ас в небе

« Знамя труда »
16
от
Среда, 15 апреля, 2015 (Весь день)
1027
https://top68.ru/sites/default/files/styles/768x474/public/article-images/2015/04/15/top68.ru-perevozovskii-v-nebe-53955.jpg?itok=73N-mmV_

Михаил Степанович Твеленев родился 20 июля 1920 года в селе Перевоз. Воспитывался в семье деда. В 1936 году уехал в Москву, где окончил узловую школу фабрично - заводского ученичества. В 1938 году был зачислен в железнодорожный аэроклуб и рекомендован в школу лётчиков - истребителей. С 1939 года в рядах Красной Армии, в том же году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. После попал на службу в 69-й авиаполк. 

Каждый лётный день для него был как праздник. Благодаря своей настойчивости, он первым из молодых лётчиков полка в апреле 1940 года показал отличные результаты в проверочном полёте и получил разрешение на самостоятельные полёты на боевом самолёте И-16.

Война – проверка на прочность

С самого начала войны младший лейтенант М.С. Твеленев находился в действующей армии. Уже 23 июня совершил первый боевой вылет на штурмовку наступающих войск противника.

В те труднейшие дни он повёл счёт сбитых им вражеских самолётов. Твеленев поднимал свой самолёт в воздух по 6 - 7 раз в день, приходилось одновременно штурмовать врага на земле, вести ожесточённые воздушные бои с его истребителями и бомбардировщиками.

В одном из боёв при защите Одессы был ранен.

После госпиталя Михаил был направлен в ещё только формирующийся 792-й истребительный авиаполк, который находился в Закавказье. В 1942 году Михаила Твеленева представили к награждению орденом Красного Знамени.

После переформирования полка, Твеленев в июле 1942 года был направлен командиром звена 10-го отдельного учебно - тренировочного полка 8-й Воздушной армии. Там ему 17 августа было присвоено звание лейтенанта. В этой части он пробыл до 30 июня 1943 года, занимаясь подготовкой командиров звеньев для Воздушной армии. Во время учёбы Твеленев за день мог совершать до 135 полётов по кругу и до 13 полётов в зону. Никто в полку не мог с ним сравниться в этом. Здесь он получил ещё один орден Красного Знамени.

Всё это время его не покидала надежда вернуться в 9-й Гвардейский полк, где были его друзья, где он прошёл хорошую боевую школу. В конце концов командование поддержало его стремление. Твеленев был назначен в 9-й Гвардейский авиационный полк командиром звена. Полк вёл ожесточённые бои с рассвета до темноты.

29 сентября 1944 года Твеленев был представлен к высшей награде - званию Героя Советского Союза. На его боевом счету уже было 290 боевых вылетов, в 110 воздушных боях он лично сбил 16 и в составе группы - 28 самолётов противника. В наградном листе И. В. Тимофеенко писал: "Сколько бы ни встречалось ему вражеских самолётов, Твеленев никогда их не считал - он уничтожал противника. А уничтожал потому, что обладал высоким мастерством ведения боя..."

В конце 1944 года он был направлен на 3-й Прибалтийский фронт, войска которого вели бои в Восточной Пруссии.

Продолжая участвовать в боевых действиях до последнего дня Великой Отечественной войны, сбил ещё 2 вражеских самолёта. К маю 1945 года Гвардии капитан М. С. Твеленев довёл число боевых вылетов до 420. Участвуя в 130 воздушных боях, увеличил счёт личных побед до 18. Последние боевые вылеты Михаил совершил 1 и 2 мая 1945 года, а через несколько дней вместе со всеми однополчанами радостно встретил окончательную победу над фашистской Германией.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года командир звена 9-го Гвардейского истребительного авиационного Одесского Краснознамённого полка Гвардии старший лейтенант Михаил Степанович Твеленев был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

Отважный советский лётчик Михаил Твеленев воевал в небе Одессы, Ростова, Сталинграда, Севастополя, Донбасса, Кёнигсберга, Берлина...

История одного боя

Михаил Степанович проявлял высокое мужество на фронте, в годы Великой Отечественной войны, особенно сражаясь за Одессу: он взлетал прямо с улиц и площадей города. Из легендарного 69-го истребительного полка, в котором сражался Твеленев, вышло 12 Героев Советского Союза. Это был полк советских асов. В одном бою Михаил Степанович проявил не только исключительное мужество, но и высшую человеческую суть...

Было это в 1942 году. Разведка донесла, что на один из аэродромов в районе Чугуева совершила посадку большая группа фашистских самолётов. Командование решило внезапным налётом на аэродром уничтожить вражеские самолёты на земле. С этой целью с полевого аэродрома поднялись штурмовики Ил-2 и истребители ЛаГГ-3, один из которых вёл Михаил Твеленев. Полёт проходил на предельно малой высоте. Солнце клонилось к закату. Оно слепило глаза лётчиков, а предельно низкая высота затрудняла ориентировку и поиск аэродрома противника. На бреющем полёте группа пересекла линию фронта. Вражеские зенитчики открыли огонь , когда самолёты почти скрылись за горизонтом.

Подлетая к одному из аэродромов, увидели большое количество фашистских самолётов. Лётчики с ходу ринулись в атаку. Запылал весь аэродром, вспыхнули цистерны с горючим. Пытались взлететь 2 фашистских "Мессера". Наши истребители сбили одного на взлёте, другого - при наборе высоты. Вскоре с соседнего аэродрома появились "Мессеры". Но к этому времени подоспела и новая группа наших истребителей. Завязался воздушный бой. У группы, в составе которой находился Твеленев, боезапасы были уже израсходованы, горючего могло хватить только на обратный путь, поэтому она вышла из боя. Лётчики были очень довольны - фашистам досталось как следует!

И тут Твеленев увидел, что из вновь прилетевшей группы падает наш истребитель, оставляя за собой шлейф дыма. Лётчик сумел выправить самолёт и сел в поле недалеко от вражеского аэродрома. Тогда Твеленев решил сесть рядом с горящим самолётом, чтобы спасти лётчика. Он видел, как из горевшего самолёта выскочил лётчик. Из-за леса к нему мчались фашистские мотоциклисты. Твеленев убрал газ и пошёл на посадку - через несколько минут гитлеровцы могли схватить лётчика...

Вот и земля. Самолёт бросает по рытвинам и кочкам. Только бы не сломать шасси, тревожился Твеленев. Но всё обошлось благополучно. Его самолёт остановился возле горящего "ястребка". Лётчик мгновенно подбежал и, открыв люк, втиснулся в фюзеляж за спиной Твеленева. Самолёт пошёл на взлёт. Взлетели, пошли низко над лесом, чтобы скрыться от "Мессеров". Твеленев видел, что горючего осталось совсем мало, а до линии фронта не меньше 20 километров.

Пересекли линию фронта, и вскоре показалась знакомая извилистая дорога в лесу. Осталось пролететь небольшой лесной массив, а там - наспех оборудованная взлётно - посадочная площадка полка. Приземлился Твеленев последним из их группы. Двигатель остановился на выравнивании - кончилось горючее. Благополучно посадив самолёт, Твеленев устало вышел из машины и помог выбраться спасённому им лётчику.

Лётчики полка видели, как, заглядывая в глаза Михаила Степановича, стоял совсем юный худощавый юноша с голубыми глазами. Вероятно, он думал, как же ему отблагодарить человека, который ради его спасения рисковал собственной жизнью. И ничего не мог сказать от волнения. Михаил обнял его, пожелал долго жить и бить гадов. Сняв шлемофон, пошёл на командный пункт.

На разборе командир полка рассказал о проведённом бое: по донесению разведки, в результате штурмовки 42 фашистских самолёта сожжены на земле и 2 сбито в воздухе. Наши потери - один истребитель, но лётчика спас Михаил Твеленев.

Служба в авиации в мирное время

Михаил Степанович Твеленев прошёл всю войну, и когда она закончилась, продолжал служить в авиации. В 1950 году окончил Высшие лётно - тактические курсы. В период с февраля 1951 года по июль 1965 года был лётчиком - испытателем.

За эти годы много исследований в воздухе провёл Михаил Степанович. На его счету десятки опытных и модифицированных машин. Он одним из первых испытывал высотные скафандры на разгерметизацию, ходил на динамический "потолок", когда машина набирает высоту, словно ракета...

Много летал Михаил Степанович на сложные испытания. Никогда не возвращался из полёта с недовыполненным заданием. Он одним из первых в стране в 1961 году удостоен звания "Заслуженный лётчик - испытатель СССР". Пришло время и строгая медицинская комиссия запретила Твеленеву полёты. Он тяжело и болезненно переживал это. Полёты для Твеленева служили высочайшим источником радостных переживаний, и он с большой болью расставался с ними.

С 1966 года Гвардии полковник М. С. Твеленев - в запасе. Жил в городе Щёлково Московской области. Умер 25 апреля 1985 года.

Похоронен на кладбище деревни Леониха Щёлковского района. В посёлке Чкаловский на стене дома, в котором жил Герой, установлена мемориальная доска.
 

Фото из семейного архива

Автор: 
Подготовила Татьяна Саяпина
Читайте также:
Наверх