Лента новостей
Статья22 октября 2014, 09:00

Первый класс как первая любовь

Я хорошо помню появление Галины Николаевны в нашей школе. Дети, и в особенности старшеклассники, всегда тянутся к молодым педагогам. А таких в конце семидесятых в Знаменскую среднюю школу №3 пришло сразу трое - англичанка Ольга Витальевна, фамилия не запомнилась, физик Александр Николаевич Филимонов и биолог Галина Николаевна Колмакова, которая позже сменила фамилию на Шаруха.

Мы были очарованы её элегантным малиновым костюмом, такого же цвета шикарными длинными ногтями и волосами, которые она носила аккуратно убранными назад и ниспадавшими по спине чуть ли не до пояса. Наш седьмой страшно завидовал девятому, классное руководство в котором ей досталось в первый же год после института. Каким-то непостижимым образом она сочетала в себе современную широту взглядов и консерватизм в хорошем смысле этого слова. Она сразу же сразила наповал тем, что ко всем без исключения ученикам, включая пятиклашек, интеллигентно обращалась "на Вы". Кстати сказать, привычку эту она сохранила до сих пор. А вот причёску и ногти носит теперь короткие. Последние, скорее всего, потому, что роскошный маникюр и постоянная работа на пришкольном участке, где проходят уроки сельхозтруда, которые по сложившейся традиции ведут в школах учителя биологии, совершенно не совместимы. В остальном Галина Николаевна совсем не изменилась, несмотря на пролетевшие тридцать пять лет.

Она сидит рядом, улыбчивая, светлая, и чем-то неуловимо похожая со своей новой причёской на солистку белорусского ансамбля "Верасы". Мы вспоминаем, рассматриваем фотографии. Вот она со своим классом на фоне Софийского собора в Киеве во время туристической поездки. Примечательно то, что с её лёгкой руки в школе на долгие годы прижилась традиция возить старшеклассников на экскурсии в другие города нашей необъятной Родины. Володя Ольшевский, Марина Фищук, Ирина Шишова, Сергей Булгаков, Виктор Петкевичус, Ирина Крюкова, Игорь Бриконский… Такие родные лица.
Это так непросто - расставаться, когда долгое время жили одной семьёй, деля все радости и огорчения. Галина Николаевна знает, о чём говорит - на её счету шесть выпусков. Ни один год её педагогической практики не обошёлся без классного руководства. И всё же первый класс, по словам учителя, как первая любовь, не забывается никогда. Хотя именно с тем, самым первым в её жизни классом, ситуация была уникальная.

Концентрация ярких, неординарных личностей зашкаливала, притом девятый класс - время самоутверждения в глазах окружающих и своих собственных. С ними было непросто и всё время приходилось быть начеку. У многих по поведению стоял "неуд", к чему, видимо привели усиленные эксперименты по части самоутверждения. В общем, предыдущий руководитель от класса отказался. И тогдашний директор школы, Геннадий Васильевич Панин, в качестве боевого крещения решил препоручить "отказников" молодому специалисту, выбор пал "на новенького". Вчерашней студентке, конечно же, было страшно, а все прочие принялись с любопытством наблюдать, что из всего этого получится.
А получился прекрасный союз. Учителя и ученики того времени до сих пор вспоминают вечера, подготовленные классом Галины Николаевны, его яркость и сплочённость. Правда, легендой класс стал не сразу. Какое-то время шла притирка: присматривались, приноравливались друг к другу. Чему-то дети учились у своего учителя, а чему-то она училась у них.

Вот, например, был такой случай. Однажды идя по коридору мимо кабинета, где шёл урок у её девятого, Галина Николаевна услышала, что внутри слишком шумно. Ситуация явно вышла из-под контроля учителя, которому никак не удавалось восстановить дисциплину. Она открыла дверь, решительно вошла в класс и увидела такую картину: великовозрастный "ребёночек" развлекает класс тем, что нажимает на хвостик огромной сделанной из бумаги лягушки и вдохновенно озвучивает её прыжки: "Ква-а-а, ква-а-а!" При появлении классного руководителя он даже и не подумал остановиться, больно уж льстило ему всеобщее внимание. Тогда Галина Николаевна сказала спокойно и внятно: "Поквакал - и в тину!". Развернулась и вышла. В первые секунды класс, конечно же, грохнул от хохота. Кумир был явно повержен с пьедестала и смущённо убрал свой "террариум". Вскоре в классе воцарилась нормальная рабочая обстановка.

Воспоминания светлы и радостны. Она никогда ни о чём не жалела, хотя учительский хлеб лёгким не назовёшь. Слушая Галину Николаевну, я подумала о том, что если бы учителям было предписано иметь личные гербы, то на её гербе было бы начертано: "Преданность и трудолюбие". Она влюблена в свою профессию, школу, детей. Искренне радуется, когда её недавние ученики навещают её, поздравляют с Днём учителя, просто справляются, как дела. Особые отношения неизменно складывались у неё с ребятами из классов, где она вела классное руководство. Она дорожила ими так, словно каждый из них был её собственным ребёнком. "Мне всегда было очень некомфортно, - призналась Галина Николаевна, - если у них что-то шло не так".

Моментом, достаточно убедительно иллюстрирующим её верность и преданность, является отказ от работы в первой школе, которая была ей предложена однажды. Многие тогда недоумевали: неужели за столько лет не надоело каждое утро добираться из Знаменки в посёлок сахарного завода? Да нет, поездки, естественно выматывают. Но как можно изменить тому, что стало родным, смыслом твоей жизни, твоим домом?

На чём только не доводилось добираться на работу и с работы за эти годы! Самыми запоминающимися из всех видов транспорта были, пожалуй, трактор "К-700", милицейский "воронок", машина "Скорой помощи" и инвалидский "лягушонок". Попутно вспомнилось полночное странствие, относящееся к периоду, когда ещё в местном обиходе не было такси. Тогда их с мужем после вечера встречи с выпускниками в половине второго ночи подобрала на дороге машина "Скорой помощи". Врач тогда ещё пошутила: "Ну что, выгнали вас?".
Но Галину Николаевну нисколько не смущает такой образ жизни, она всё время в пути и шутит по поводу того, что старость её дома не застанет. В этой бесконечной суматохе она, как истинный биолог, успевает замечать красоту окружающего мира. "Вы не представляете, какая красивая рябина стоит у одного из домов на улице Пушкина. Чудо! И вообще время сейчас самое прекрасное в году - "В багрец и золото одетые леса". Жаль, что времени не хватает почаще бывать на природе. Душит обилие бумаг, которое свалилось на нас, учителей. А раньше постоянно гуляли с мужем в лесу или посадках. Брали с собой нашу собаку Жучку и бродили часами. И во время поездок к родственникам в Рязань никогда не отказывали себе в том, чтобы пройтись по лесу. А он там величественный - сосновый. И ещё очень люблю плавать".

О верности педагога своей профессии можно судить по её наградам. Примечательно, что первой среди них в 1988 году стала Почётная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации, которую обычно учителя добиваются в течение долгих лет. Затем - грамота Управления образования Тамбовской области (1999 год), отраслевая награда - нагрудный знак "Почётный работник общего образования" (2002) и благодарственные письма администрации района и районного отдела образования. В 2008 году Галина Николаевна Шаруха стала победительницей конкурса "Лучший учитель Российской Федерации" и последние два года подряд завоёвывает звание "Народный учитель". Очень дорого ей Благодарственное письмо, которое она тоже приравнивает к наградам, от командования военного училища, в котором учился её бывший ученик Женя Носков.

Но самое большое удовлетворение, которое не способны дать никакие, даже самые высокие награды, является осознание того, что вслед за тобой в профессию пришли твои ученики. Таких последователей у Галины Николаевны пятеро. Её коллегами являются Виктор Петкевичус, Ирина Невежина, Людмила Лакомкина, Наталия Семёнова и Ирина Зяблова, которые работают с ней в одной школе.

Когда ещё была жива мама, она, увидев посреди ночи свет в комнате дочери, спрашивала: "Галя, а что же ты не ложишься?" "К урокам готовлюсь, мама". Мама долгое время не могла привыкнуть, что сами уроки - это только видимая часть айсберга. Другая же, самая весомая и трудоёмкая, часть работы учителя скрыта от посторонних глаз.

О себе Галина Николаевна говорит скромно: "Я никогда никаких подвигов не совершала, просто работала". Помимо уроков биологии, она всегда вела часы сельскохозяйственного труда, отвечала за содержание пришкольного участка и теплицы, которая одно время была у школы. Вела курсы медподготовки для девочек, когда был предмет НВП, а сейчас в числе прочих тем основ безопасности жизни учит ребят навыкам оказания первой помощи, готовит команды для участия в конкурсе "Безопасное колесо". Участие детей во всевозможных экологических конкурсах - тоже происходит под руководством Галины Николаевны.

Но и физического труда всегда было с избытком. Галина Николаевна никогда не стояла надсмотрщиком над работающими детьми, а сама вместе с ними полола посадки, "приземляла орешник" в лесничестве, обрабатывала и убирала овощи в Сухотинке, разводила цветники у школы. Наверное, именно поэтому с первого же дня снискала уважение учеников. Она всегда была с ними на равных и только самую чуточку впереди.

Она упорно игнорирует Интернет, считая, что выставлять личную жизнь на всеобщее обозрение совершенно ни к чему. Обращается к сети лишь за тем, чтобы заполнить электронные дневники и журналы.

Я спросила у Галины Николаевны, которой в день выхода газеты исполняется шестьдесят лет, которые ей естественно ни за что не дашь, как она обычно отдыхает в свободное время. Выяснилось, что для человека, рождённого в год Лошади, отдых - это та же пахота. Она сказала, что обожает копаться в земле, возиться с цветами и наводить у дома красоту.
Автор:Инна ФОКИНА Фото автора и из личного архива Г.Шаруха