Лента новостей
Статья13 августа 2014, 10:22

Праздник тех, кто правит небесами

12 августа в нашей стране отмечается День Военно-Воздушных сил, которые являются важнейшей составной частью Вооруженных сил России, осуществляют множество оборонных, стратегических и разведывательных задач. Их значение в обороноспособности и безопасности страны трудно переоценить.

Но это праздник не только летчиков. В Военно-Воздушных силах служат люди, без которых самолеты в воздух не поднимутся. Это инженерно-технический состав. Люди, чей тяжелый ратный труд на земле не виден, но от этого не становится менее значимым.

В детстве многие мальчишки, глядя на пролетающие в небе самолеты, тоже хотят когда-нибудь сесть за штурвал. Мечтал об этом и Виктор Ушков из п. Красные Баррикады, что в Астраханской области, хотя в роду у него не было никого, кто хоть отдаленно был бы связан с авиацией. Отец работал простым водителем, мать – кладовщицей. Тем не менее, он и трое его друзей еще в школе твердо решили поступать в летное училище. Но, к сожалению, их планам не суждено было сбыться. Причины на то у всех были разные. Виктор же не прошел отборочный конкурс по состоянию здоровья. Тогда он, не долго думая, поступает в Энгельсское зенитно-ракетное военное училище. После его окончания в 1973 году Виктора Ушкова направляют в закрытый город Приозерск в Казахстане, где находился первый и единственный в Евразии полигон, на котором проводились испытания и исследования вооружений и военной техники противоракетной и противосамолетной обороны. Правда, служить ему здесь пришлось не по специальности, а командиром взвода, позже и командиром роты автобусов и спецмашин. Кроме того, что нужно было подготовить и выделить технику для транспортировки инженеров-исследователей на полигон, приходилось участвовать и в стрельбах и, конечно же, наблюдать практические ракетные пуски, которые уничтожали цели прямым попаданием. Тому, кто хоть однажды воочию мог наблюдать эту впечатляющую картину, вспоминает Ушков, трудно забыть ее до конца своих дней.

Сюда же, в Приозерск, Виктор привез жену Любу, с которой расписался будучи в очередном отпуске на родине. Молодая семья, где вскоре родилась дочка Лариса, жила сначала, как и многие военные, в общежитии, затем перебралась в собственную квартиру. Вторая дочь Татьяна родилась уже в Рязани, где Виктор Анатольевич четыре года отучился в высшем военном автомобильном инженерном училище. Учиться здесь было сложно, но очень интересно. Были и учения, и стрельбы из боевого оружия, и участие в спортивных соревнованиях. После училища судьба забросила Ушковых в Белоруссию. Там глава семьи стал ближе к авиации – служил начальником автомобильной и электрогазовой службы авиационно-технической воинской части. Теперь он отвечал за содержание в исправном состоянии и безаварийную работу техники, за обеспечение полетов, заправку и буксировку самолетов и перевозку летчиков.
Следующим местом службы была Венгрия, откуда авиационно-истребительный полк, в котором он прослужил шесть лет, перевели к нам в Жердевку. До этого здесь размещался лишь учебный пункт от Борисоглебска. Всем военным было предоставлено жилье. Постепенно жизнь в военном городке закипела: повседневная нелегкая работа, командировки, учебные полеты. Не отказывали себе и в отдыхе. Дружный полк, где были классные летчики со всей страны, часто организовывал праздники, на которых люди могли ненадолго отвлечься от ратной службы.

В Жердевке обязанности Виктора Анатольевича намного расширились. Как заместитель командира авиационно-технической части он обязан был отвечать за общее состояние объектов учебно-материальной базы боевой подготовки, обеспечение части автомобилями, военной техникой, осуществлять контроль за состоянием обслуживаемого аэродрома. Что касалось последнего, то зачастую приходилось вставать на три часа раньше, чем летчикам, чтобы подготовить полосы к взлету: зимой – убирать снег, летом – скашивать траву.

Когда полк перевели в Курск, Виктор Анатольевич уже был военным пенсионером, но остался в комендатуре на должности инженера аэродромной службы. А с 2001 года стал осваивать мирные профессии. В местном колледже работал водителем-инструктором, затем – преподавателем, заведующим механическим отделением и, наконец, – заведующим по производственному обучению. Все свои знания и опыт, которые могут пригодиться будущим защитникам нашего Отечества, он передает своим студентам. И они, как и коллектив преподавателей, ценят и уважают его за профессионализм, ответственное отношение к работе, тактичность и за оставшуюся со времен военной службы сдержанность эмоций.

Сослуживцев Ушкова осталось здесь немного. Но связь бывших однополчан не обрывается. Они часто встречаются, общаются, вспоминают. Вот и в августе они вновь соберутся за одним столом, поднимут тост за наши доблестные Военно-Воздушные силы.

И, несмотря на то, что Виктору Анатольевичу так и не пришлось посидеть за штурвалом боевого самолета, он благодарен судьбе, что ему довелось служить в Военно-Воздушных силах, за гордость, которую он испытал, глядя на взмывающие в небо огромные машины, охраняющие бескрайнее небо нашей страны.
Автор:И. Старова