Лента новостей
Статья2 марта 2015, 15:57

Сельская учительница

17 февраля жительница села Дуплято-Маслово Зоя Степановна Демидова принимала поздравления с 95-летним юбилеем. Шутка ли сказать - сто лет без пяти! А она, словно не замечая внушительности цифры, как и в прежние времена, улыбчива, словоохотлива, полна оптимизма и на память не жалуется, поражая собеседников яркостью и детальностью воспоминаний. Одна беда - тело подводит, никак не желая соответствовать живущей внутри него молодой душе: передвигается Зоя Степановна с большим трудом. Но, слава Богу, одинокой на склоне лет женщина себя не чувствует. Несколько раз в год с ней подолгу живёт, приезжая из Питера, её дочь, Юлия Алексеевна. Уезжать на жительство в северную столицу из родного села, как бы её ни уговаривали, Зоя Степановна отказывается наотрез.

Хотя, достоверности ради, следует сказать, что Дуплято-Маслово, на самом деле, не является родиной Зои Степановны. Просто за 76 прожитых здесь лет иначе к этому селу она относиться не может. Сколько радостных и горьких событий пережито на этой земле, почитай, вся жизнь.

Родилась Зоя Маркина в 1920 году в Покрово-Марфино в семье простых колхозников, где воспитывались четверо детей. Она, старшая, и трое братьев. Остальные (изначально детей было гораздо больше) умерли в младенчестве, так как детская смертность была в то время очень высока. Родители были неграмотными. Мама, Наталья Михайловна, вообще не училась в школе. А для отца, Степана Ивановича, рождённого в далёком 1883 году, сама жизнь стала его "университетами". В старину девочек в сёлах грамоте не обучали, считалось, что им это ни к чему. Пусть, мол, ткут да прядут. А вот мальчишкам азы грамотности преподавал сельский дьячок. Отец Степана заплатил за учёбу сына положенное количество хлеба, но курс наук продлился недолго. До первой же мальчишеской потасовки, когда все участники драки без разбора были поставлены на колени в угол на горох до самого вечера. Больше Степан в школу не пошёл, как ни уговаривал и ни бил его отец. Тогда отец сдался и сказал: "Ну, не хочешь учиться, иди к барыне коняшек стеречь". И он пошёл, и стерёг до призыва на воинскую службу.

Читать, по рассказам Степана Ивановича Маркина, он научился, когда служил в царской армии на Дальнем Востоке. Когда у него спрашивали, не было ли в то время дедовщины, он недоумевал: "Наши командиры были дворянами. Они не то, что не били, они нас, неграмотных, ещё и обучали в свободное время чтению и письму". Так, к концу службы отец стал самостоятельно писать письма домой. А позже помогал дочке Зое осваивать букварь, когда та училась в младших классах.

Пройдя сквозь пекло империалистической войны 1914 года, отец прожил недолго. Поэтому, когда Зоя оканчивала десятилетку, мать уже тянула их четверых в одиночку. Это был первый выпуск, после того как школа поочерёдно меняла свой статус с начальной на семилетнюю, а затем - на среднюю. После школы Зоя имела горячее желание поступить в педучилище, но содержать студентку маме было не под силу. Мало того, что была ужасающая бедность, так ещё и в колхозе ничего не заработаешь - сплошные неурожаи.

Но тут, по счастью, в Тамбове были организованы полуторамесячные курсы по подготовке учителей начальных классов. Здесь Зоя Степановна познакомилась с Прасковьей Ивановной Беловой, которую все девчата по-дружески называли Паней. Учёба пролетела быстро, и молодая учительница была направлена районным отделом образования (райцентр располагался тогда в Покрово-Марфино) на работу в село Дуплято-Маслово. Так 15 августа 1939 года стало началом её трудовой деятельности. Она посвятила учительскому труду 38 лет и при выходе на пенсию в 1977 году имела в трудовой книжке всего-навсего две записи - о приёме на работу и об увольнении.

Зое было всего 19, когда она появилась в незнакомом селе. Но приняли её очень доброжелательно и с большим уважением. Было удивительно наблюдать, как люди гораздо старше её раскланивались при встрече, причём, мужчины приподнимали при этом шапки и кепки. Четыре года до замужества она жила на квартире.

Жизнь круто поменялась, когда началась война. Летом сорок первого она должна была пойти в отпуск с 1 июля. Но в том году уродился небывалый урожай. Дожди шли как по расписанию, и рожь выросла такая, что в ней не видна была лошадиная упряжка. Будучи секретарём комсомольской организации в колхозе, 22 июня Зоя была приглашена в райцентр на совещание по поводу ухода за посевами. Секретарь райкома собрал секретарей первичек в круглом зале Знаменской школы, поскольку район был только что образован, и здания райкома ещё не было. Едва совещание было открыто, как секретаря срочно вызвали к телефону. Через несколько минут он вернулся и сказал: "Товарищи! Разъезжайтесь по домам, началась война!"

Тут же вышел Указ президиума Верховного Совета СССР, предписывающий в экстренном порядке всем вернуться из отпусков. Нужна была каждая пара рук. Учителя работали в колхозе на прополке проса и других культур, ездили на заготовку дров в знаменский лес, распространяли в трудовых коллективах сводки советского Информбюро, которые рано утром выслушивали по маленькому приёмничку в сельсовете. С 3 июля по 15 августа 1941 года пятеро девушек из Дуплятки, среди которых была и Зоя, были направлены на укрепление оборонительных рубежей. Знаменская бригада из 30 человек копала противотанковые рвы близ станции Жуковка Брянской области. Всё время, пока шла война, учебный год в сельских школах начинался с 1 октября, по окончании сельхозработ. С бумагой была напряжёнка. Первый год в классах писали на газетах, а позже РОНО стало выдавать по школам некоторое количество бумаги в больших листах, из которых учителя сами сшивали тетради.

Ещё за годы войны было написано такое количество писем воюющим на фронтах односельчанам от их родственников рукой Зои Степановны, что и не сосчитать. Народ-то в селе был по большей части неграмотным. А потом опять же бумага - у учительницы уж наверняка хоть клочочек какой-нибудь этого дефицита отыщется.

В сорок третьем в село вернулся комиссованный по ранению лейтенант Алексей Демидов, геройски воевавший на Волховском фронте и участвовавший в снятии блокады Ленинграда. Он и стал мужем Зои Степановны, с которым они вместе воспитали двух сыновей и дочь.

Жизнь пролетела как один миг. Было много работы и умственной, и физической, масса всяческих общественных поручений. Никогда не чуралась Зоя Степановна никакой работы, поэтому, наверное, в трудах праведных и сама не заметила, как дошагала до девяноста пяти лет.

Фото автора

Автор:Инна Фокина