Лента новостей
Статья6 мая 2015, 09:00

Слёзы радости и горя одинаково солоны…

Слёзы радости и горя одинаково солоны…
У каждого из нас своё отношение к Дню Победы. И всё-таки у старшего поколения и ветеранов Великой Отечественной войны настроение в этот день совершенно особенное - в душе и грусть, и радость.

Вот и в семье нашего земляка Владимира Тимофеева 9 Мая обязательно накроют стол и вспомнят о дедушке, ветеране войны Степане Митрофановиче Федотове, который при жизни часто перебирал старые фотоснимки и вспоминал, как жил и воевал.

Об этом и рассказал внук прославленного фронтовика корреспонденту нашей газеты в один из майских дней, накануне Дня Победы…
Под лежачий камень вода не течёт

Родился герой этой публикации зимой 1917 года в семье Митрофана Михайловича и Софьи Ивановны Федотовых, где росли ещё две сестры. Семья, по тем временам, была зажиточная. В селе Митрополье имела ряд наделов земли, на которых выращивали необходимые зерновые культуры. Да и надворным хозяйством тоже были не обделены: несколько голов крупного рогатого скота и овец были хорошими подспорьем. Достаток в дом приносило и занятие отца - он отлично владел ремеслом валяния валенок. Пожалуй, в те годы этот вид деятельности был самым развитым на селе. Умельцы не только делали валенки, но и выделывали шкурки, шили овчинные полушубки и тулупы. Тем и жили.

Молодого Степана отдали в местную школу, где он окончил всего пять классов. С раннего детства мальчик приобщался к крестьянскому труду, работал в поле, помогал отцу по хозяйству. Со временем овладел и мастерством изготовления валенок.

Но наступил 1930 год. Под угрозой раскулачивания всех принуждали вступать в колхозы. Расставаться с нажитым добром семье было до слёз обидно и жалко. Утешенье было одно: трудиться пришлось всем поровну. Бедняк ты или середняк, зажиточный или какой-то ещё - все работали за трудодни.

А потом и восточные рубежи…

В мае 1939 году возмужавшего Степана призвали в ряды Красной армии. Местом службы становится 154-й стрелковый пограничный полк Дальнего Востока (район реки Халкин-Гол). К концу июня 1939-го японское командование подтянуло к границам Монголии крупную группировку войск, чтобы окружить и уничтожить советские войска на восточном берегу реки Халкин-Гол. В то время оборону обеспечивал легендарный Георгий Жуков. На границе с СССР случились провокации со стороны японцев. Однако каждый раз, в соответствии с договором о взаимопомощи, советские войска отбрасывали захватчиков на Маньчжурскую территорию.

Обладая незаурядным умом и хитростью в ведении наступательных действий, Жуков отдал приказ о наступлении на врага. Советские войска ударили с трёх направлений контратаками противника, и после ожесточённых боёв отбросили врага на восточный берег реки. Япония обратилась к советскому правительству с просьбой о перемирии, и 16 сентября 1939 года боевые действия считались оконченными.

Служба на границе была неспокойная. Многие солдаты, в том числе и герой этого очерка, писали на имя командира полка прошение об отправке их на фронт. Но в ответ получили отказ. «Ваш фронт здесь: охранять восточные рубежи нашей страны!»

В 1940 году, после окончания сержантских курсов, Степану Митрофановичу присвоили звание младшего сержанта, он вернулся в полк командиром отделения. Так и продолжалась бы военная служба Степана на границе, если бы не война - Великая Отечественная.
Первое ранение, первая медаль

В октябре 1941-го началась битва за Москву. Командиром западного фронта снова был назначен генерал армии Георгий Жуков. Главным рубежом сопротивления была определена Можайская линия обороны, куда выдвигались части и соединения из резерва ставки ВКГ. Степан Митрофанович в составе 131-й строевой бригады тоже был в числе этих подразделений. Враг, уверенный в своём превосходстве, шёл напролом. «Пули, осколки бомб - это был какой-то кошмар, - вспоминал ветеран. - В отдельные часы стволы автоматов от непрерывной стрельбы раскалялись докрасна».

В одном из таких боёв младший сержант Федотов осколком снаряда получил своё первое тяжёлое ранение. Вместе с тем у него появляется и первая боевая награда - медаль «За отвагу».

За время, проведённое в госпитале, Федотову довелось встретиться с разными людьми, которых искалечила война. Это были и легко, и тяжело, и смертельно раненые… Да разве мало их было?! Удивляло одно: их мужество, терпение и выносливость.

После госпиталя Степану Митрофановичу попасть в родную часть не удалось. Уже в 1943 году в составе 132-го отдельного полка он участвовал в боях по освобождению Смоленска. Цель ставки - завершить разгром группировки немецких войск на смоленском и ярославском направлениях, освободить два главных города и развить наступление на Орёл и Могилёв.

- Немец наседал, как оголтелый, - вспоминал Степан Митрофанович. - Мы же упирались изо всех сил, были на пределе своих возможностей. Едва забрезжит рассвет, начинается бомбёжка с самолётов с чёрными крыльями. Потом ползут танки, а за ними прячутся автоматчики. У нас каждый человек был на счету. Даже легко раненые, и те оставались на позиции. Моей задачей, как командира отделения, была поддержка боевого духа солдат.
Награда находит героя
…Каждый орден твой и
каждая медаль -
Войны, боёв, атак
свидетели немые…
Не просто так награды
вешали на грудь
И офицеру, и сержанту,
и солдату,
Отмечен каждой
боевой, кровавый путь,
Имеют все они причину,
время, дату…
Эти строки Александра Андрейко в полной мере относятся и к Степану Митрофановичу. Так уж складывается его дальнейшая жизнь, боевая, военная, что награды одна за другой сами находили своего героя. Но обо всём - по-порядку...

Второе ранение Федотова произошло под Смоленском. После выздоровления он был направлен в 331-й пограничный ордена Богдана Хмельницкого полк войск НКВД СССР. Полк дислоцировался в Литве.

И вот тут-то опыт пограничной службы, полученный на Дальнем Востоке, очень пригодился.
В декабре 1944-го в Прибалтике зверствовали так называемые «лесные братья». По сути своей это были преступники, которые не смотрели, в кого стрелять, будь то советский солдат или мирный житель. В одной из операций по ликвидации этих банд Степан Федотов получил вторую боевую награду.

Выписка из наградного листа:
«Сержант Федотов за время борьбы с бандами в Мереченской волости Алитдского уезда с 1 по 31 декабря 1944 года задержал 12 бандитов, убил 11 бандитов. Захватил оружия: винтовок - 4, ручной пулемёт - 1. 24 декабря 1944 года участвовал в ликвидации группы численностью 14 человек. Сержант Федотов смело и энергично ворвался в дом, где уничтожил 5 и взял в плен 9 бандитов. Представлен к правительственной награде - ордену Славы III степени».

В составе войск 3-го Белорусского фронта в марте 1945 года наш герой участвовал уже в штурме Кёнигсберга, где его нашла очередная награда - «За взятие Кёнигсберга». Следующие две медали - «За взятие Берлина» и «За победу над Германией» Степан Митрофанович получает после того, как в течение апреля и мая 1945 года участвует в Берлинской операции.

9 июля 1945 год - начало Маньчжурской стратегической наступательной операции. Боевые части с Берлинского фронта были переброшены на Дальний восток, в составе которых находился и Федотов. Здесь и получил он свою последнюю награду «За победу над Японией». А 19 мая 1946 года был демобилизован.
С войной покончили мы счёты

С войны Степан Митрофанович вернулся инвалидом. Придя в районный военкомат для постановки на военный учёт, услышал, что ему предлагают работу в органах - сказалась его служба в частях НКВД. Дали время подумать. Однако после разговора с отцом Степан Федотов отказался от предложения.

17 июля 1946 года Степан, будучи уже почти 30-летним парнем, встретил свою будущую супругу Анну. Прошёл курсы комбайнёров. А через четыре года его избрали депутатом Митропольского совета.

В 1952-1960 годы работал на Бондарской МТС комбайнёром. Но боевые раны дали себя знать - пришлось заняться делом полегче: стал конюхом. В дальнейшем трудился Степан Митрофанович и помощником бригадира полеводческой бригады, и бригадиром тракторно-полеводческого звена. А в 1978-м ушёл на заслуженный отдых. Двумя годами позже получил звание ветерана труда. Умер наш герой в 2001 году.

В семье Федотовых выросло пятеро детей. Всех воспитали родители личным примером трудолюбия, доброты и взаимоуважения. До конца жизни Степан Митрофанович работал на земле, возделывал свой огород. Он знал цену жизни. Да, тот, кто прошёл войну, видел смерть воочию - знает её настоящую цену. Они вообще по-другому смотрят на жизнь…
Автор:Валентина Шишкина