Лента новостей
Статья17 августа 2015, 14:08

Слово и сюжеты Бориса Панова


Борис Константинович Панов, снискавший славу талантливого журналиста и писателя, удостоенный множества почётных званий и высоких государственных наград, гордость литературной Тамбовщины, в начале шестидесятых прошлого века редактировал сампурскую «районку».

1961 ГОД. «Трудовая слава» ещё и не «Трудовая слава» вовсе – это название к ней придёт позже – в апреле 1965-го, а на ту пору пока ещё «Социалистический труд». Выход газеты в свет подписывает Б.К. Панов.

Это сегодня его имя известно каждому книголюбу, журналисту, а тогда… Чужак в районе, был переведён сюда решением комитета по печати обкома партии «на укрепление газеты», уже пройдя непростую редакторскую школу и накопив опыта в Гавриловском, Глазковском и Шехманском (были и такие) районах. Но, просмотрев внимательно газетную подшивку более чем полувековой давности, не скажешь, что с Сампурским районом новому редактору приходилось знакомиться, что называется, с нуля. На каждой странице – жизнь района «изнутри» и во всём её многообразии – с буднями и праздниками, достижениями и недостатками, планами и оценкой событий.

Как написал однажды в очерке, посвящённом Борису Константиновичу, его коллега «по цеху», член Союза журналистов и Союза писателей России Валерий Аршанский (вместе им довелось работать в мичуринской районной газете "Знамя Октября"), «когда кто-то жаловался на редакционной летучке, что, вот, мол, уж и писать у нас не о чем, редактор осаживал пессимиста по-своему. "Да? Не о чем? А вы завтра с утречка садитесь-ка в машину, прокатитесь по району, посмотрите, в какое время у нас открываются магазины, парикмахерские, столовые. Вовремя ли начинают работу бытовики, коммунальные конторы, почему там очереди?" И такие темы он выдавал "пачками".

И хотя описываемый эпизод относится к более позднему периоду (мичуринская газета стала новым местом назначения Бориса Константиновича уже после Сампура), по насыщенности полос «Социалистического труда» материалами – от небольших заметок до «увесистых» репортажей и фельетонов – и их тематическому разнообразию легко угадывается уже выработанный стиль редакторства Панова. Ни одно событие, ни одно явление в жизни района и его жителей не должно оставаться без внимания журналистов – в этом он был убеждён твёрдо и требовал от пишущей братии того же.

О чём только ни писали корреспонденты в те годы! Рассказывая читателям о ходе выполнения семилетних планов по производству продукции сельского хозяйства, о социалистическом соревновании трудовых коллективов и успехах (или неуспехах) в достижении принятых соцобязательств, о практиковавшемся тогда обмене опытом между хозяйствами и районами, о готовности к севу или уборке, о передовиках производства, в то же время смело и хлёстко клеймили позором тунеядцев и самогонщиков, нерадивых работников и проворовавшихся торгашей. Много писали тогда, в пору атеизма, на антирелигиозные темы, темы культпросвещения и педагогики. От зоркой журналистской наблюдательности не ускользало, казалось, ничего.

ВООБЩЕ, если кто-то интересуется историей своей малой родины, лучшего «учебника», чем старые подшивки местной газеты, не найти. Они, образно выражаясь, – живая летопись района, бесценный капитал, который на протяжении десятилетий создавался разными поколениями журналистов.

Безусловно, некоторые заголовки, лозунги «догнать и перегнать» во всю ширину страницы с высоты наших лет могут показаться чересчур идеологизированными, порой наивными, но в них – дух и настроение той эпохи, в которую жили, работали и творили наши предшественники.

Из публикаций тех лет мы узнаём, к примеру, о том, что достигнутая сампурскими хлеборобами в 1960 году урожайность зерновых в 15,6 центнера с гектара считалась «вполне себе», а 21,2 центнера, полученные тогда же совхозом «Сампурский», – стали основанием для занесения этого хозяйства на областную Доску почёта. Или ещё о том, что как раз в ту пору в районе «заметно расширилась сеть культурно-просветительных и бытовых учреждений. За два года семилетки (1959-1960 гг. – Прим. ред.) в районе построены четыре клуба, кинотеатр в Сатинке, детская музыкальная школа, Дом культуры и больница в совхозе «Россия», восьмилетняя школа в Бахареве, детские сады, магазины, медицинские пункты». Не проходит мимо внимания корреспондентов и такое событие, как открытие в 1961 году автобусного сообщения между Сампуром и Сатинкой, завершающееся строительство в Сампуре электростанции и бани…

Много места отводили статьям о новациях в сельскохозяйственной отрасли, к примеру, актуальному в тот период кукурузоводству. (Одна из публикаций так и называется: «В поход за большую кукурузу», и впервые в районе кукуруза на зерно занимает площадь в 4500 гектаров). А кто, скажите, сегодня знает о том, что такое доение «в два ведра»? В газете и об этом тоже можно прочитать: «В колхозе имени Ленина, – сообщается в редакторской колонке на первой полосе в одном из апрельских номеров 1961 года, – перешли к новому способу доения коров, к так называемой дойке в два ведра. Суть этого новшества в следующем: каждая доярка первую часть молока выдаивает в одно ведро, а остальное молоко – во второе». Таким немудрёным способом в колхозах и совхозах района тогда боролись за повышение жирности молока, ведь, «как известно, наиболее высокий процент жирности в последних каплях молока», резюмирует автор. (Колхоз имени Ленина располагался на территории с. Бахарево. – Прим. ред.).

Но не только районные события находят отражение на страницах «Социалистического труда». Газета, возглавляемая Борисом Константиновичем Пановым, буквально держит руку на пульсе страны, вступившей как раз в эпоху освоения космоса, и регулярно информирует читателей о достижениях в этой области. Центральной публикацией «космического» цикла становится подборка материалов о торжественной встрече в Москве Юрия Гагарина, первого в мире пилота-космонавта, совершившего 12 апреля 1961 года полёт на корабле-спутнике «Восток», и отклики сампурцев на это историческое событие.

Со страниц «районки» узнают читатели, в большинстве своём ещё не знакомые с такой чудо-техникой, как телевизор, и о других новостях государственного и мирового масштаба – об американской агрессии против Кубы и реакции советского правительства на это событие, о встрече Никиты Сергеевича Хрущёва с Дж. Кеннеди, о работе XXII съезда КПСС, делегатом которого, кстати, был секретарь партийной организации колхоза имени Димитрова В. Васильев, и о лауреатах Ленинской премии, и о многом-многом другом.

И НА ЭТОМ сугубо партийно-деловом фоне выкраивается место для творчества другого рода – именно при Панове в сампурской «районке» регулярно стала выходить литературная страница, в формате которой печатались произведения местных авторов. Сам Борис Константинович, мастер прозы и автор множества замечательных рассказов, очевидно, не хотел злоупотреблять своим редакторским положением и публиковался в «литературке» крайне редко, давая возможность заявить о себе начинающим авторам. А может, газетная текучка, отнимающая много сил и времени, не позволяла тогда в полной мере реализовать талант прозаика, которым, как покажет время, он бесспорно обладал.

Так или иначе, но за весь 1961-й в сампурской газете опубликовано всего два пановских рассказа – «У степной балки» и «В пути».

А пик редакторской и литературной славы Бориса Панова придётся на более поздние годы, когда он уже будет работать в мичуринской газете (но кто знает, где бы это произошло, не случись в 1962 году присоединения Сампурского района к Уваровскому, а затем к Ржаксинскому, и последовавшего в связи с этим событием, к счастью, оказавшегося недолговременным, закрытия сампурской «районки»).

Возглавляя с 1962 по 1977 год мичуринскую районную газету "Знамя Октября", Панов, уже маститый редактор, к тому же выпускник Высшей партийной школы при ЦК КПСС, выведет издание на такой уровень, что станет первым на Тамбовщине лауреатом премии Союза журналистов СССР, а это было высочайшим отличием тех лет. Столичные телевизионщики снимут целый фильм о редакторе и газете, который несколько раз потом покажут по Центральному телевидению.

Борис Константинович будет удостоен высоких государственных наград – ордена Трудового Красного Знамени, медали "За трудовое отличие" и звания «Заслуженный работник культуры РСФСР". Он станет первым в Мичуринске членом Союза писателей СССР, а его рассказы и очерки будут печататься не только на страницах местной периодики, но и в центральных газетах и журналах.

Кто знаком с творчеством Бориса Панова, тому объяснять ничего и не надо. А для тех, кто не знаком, уместно процитировать выдержки из очерка члена Союза российских писателей В. Попкова, опубликованного в посвящённом Борису Константиновичу мичуринском альманахе с ёмким названием «Чародей слова». «Язык произведений – особая забота писателя. Он образен до узорчатости. Книжку Бориса Панова не возьмёшь в путь-дорогу, не развернёшь в трамвае или метро и не будешь лениво водить взглядом по строчкам... Выписывая сложный орнамент, напоминающий кружево или причудливую резьбу по дереву, автор словно приглашает нас остановиться и полюбоваться не только героями, но и первозданностью слова. Его писательские очерки похожи на свежий каравай. От пановских строк пахнет душистым сеном, парным молоком, свежевыпеченным хлебом. В них ощущается могучее дыхание весеннего тамбовского чернозёма».

Валерий Аршанский в очерке «Судьба писателя» пишет следующее: «Борис Панов всегда в своём творчестве оставался убеждённым реалистом, приверженцем внутреннего постулата: пиши только о том, что сам хорошо знаешь, увидел, прочувствовал».

А знал он хорошо (следствие многолетней работы в районных газетах!) именно жизнь тамбовского села, причём не только его «парадную» сторону, но и не всегда лицеприятную изнанку, и стал летописцем этих деревенских будней, нашедших отражение в главной книге всей его жизни – романе-трилогии «Посреди степей».

Пересказывать роман не имеет смысла, лучше его читать самому – не спеша, вдумываясь в сюжетные повороты, характеры и поступки героев, прислушиваясь к каждому слову, которое Борис Панов очень любил и ценил и от которого, по его же выражению, «временами сильно-сильно бьётся сердце...».

И в целом всё созданное Пановым (параллельно с журналистикой и редакторским делом!) литературное наследие – это не просто интересное чтение о жизни и судьбах в определённый отрезок временной исторической цепочки, но и его особенный и неповторимый язык, по оценке его современников и почитателей писателя, «язык чародея», который и удивляет, и восхищает одновременно.

ИЗ БИОГРАФИИ Б. ПАНОВА

Борис Константинович родился 9 декабря 1923 года в с. Елань-Колено Воронежской области. Учился в Бутурлиновском технологическом техникуме. В октябре 1941 года со второго курса добровольцем ушёл на фронт. Редактировал районные газеты в Глазке, Гавриловке, Шехмани, Сампуре Тамбовской области, а потом мичуринскую районную газету "Знамя Октября".

Автор книг "Невдалеке от дороги", "Мартовским днём", "Хозяин", "Трудный год Владимира Туровцева", "Прошлое живёт долго" и романа-трилогии "Посреди степей". Рассказы и очерки публиковались в московских журналах и еженедельниках, газетах "Советская Россия" и "Сельская жизнь". В 1970-х годах – член редакционного совета Центрально-Чернозёмного книжного издательства, в 1980-х – член редколлегии еженедельника "Литературный Тамбов".

Член Союза писателей СССР, а затем Союза писателей России. Лауреат премии Союза журналистов СССР и нескольких литературных премий Тамбовской области.

Награды за литературно-творческую деятельность: орден Трудового Красного Знамени, медаль «За трудовое отличие», Почётное звание «Заслуженный работник культуры РСФСР».

Умер в 2008 году, похоронен в г. Мичуринске.

Автор:Вера Мирошкина