Лента новостей
Статья3 сентября 2014, 13:00

Солдат первой мировой

В августе отмечалось 100-летие Первой мировой войны. В нашей стране, которая в ее результате пережила две революции и коренную смену государственного строя, до сих пор практически нет памятников героям и жертвам данной кампании. Эта великая война во времена СССР считалась империалистической, о ней не собирались исторические документы и артефакты. Но в ней погибли почти 10 миллионов человек, в том числе русские солдаты и офицеры. А многие вернулись домой покалеченными, потерявшими здоровье. Потому что это была первая война, открывшая миру обратную сторону цивилизации, - смертоносный газ, непробиваемую броню танковых дивизий, огненный дождь пулеметов и тяжелой артиллерии.
Важная историческая дата - 100-летие Первой мировой войны - подтолкнула нашу 86-летнюю землячку, бывшего учителя русского языка и литературы школы рабочей молодежи Зинаиду Андреевну ФЕРАПОНТОВУ вспомнить о своем отце. Итак, ей слово.

- Я - дочь участника Первой мировой войны Андрея Александровича Верещагина. Он родился в 1890 году в селе Иноковке Кирсановского района. Непросто жилось в те времена в селе, семьи были многодетными, работать приходилось от зари до зари, чтобы прокормиться, но жизнь словно посылала всё новые испытания.

В 1914 году грянул в Европе первый выстрел Первой мировой войны, и Андрея Верещагина, 24-летнего деревенского жителя, почти сразу призвали на военную службу. Простой солдат храбро сражался в боях с неприятелем, о чем свидетельствовал тот факт, что он был награжден Георгиевским крестом - высшей наградой для офицеров и солдат за отличие в боевых действиях. Кто знает, как бы потом сложилась его судьба в этой военной передряге, но, как известно, во время Первой мировой войны впервые были применены ядовитые газы, унесшие множество человеческих жизней. Андрей Верещагин тоже попал под действие газов, отравился ими, но, слава Богу, остался жив, хотя, конечно, последствия этого отравления для здоровья были ощутимые. Он находился в военном лазарете, когда начались массовые братания солдат русской и немецкой армий, потому что представителям разных народов уже начинала надоедать война. Это был 1916 год.

В это время военный фельдшер выдал Андрею Верещагину справку о том, что он может долечиться по месту жительства, и молодой солдат отправился домой. Ему не пришлось вернуться на фронт, но он всегда вспоминал о том суровом времени, рассказывал нам, детям, о том, что пришлось пережить.

После Октябрьской революции папа служил в красной милиции Кирсанова под руководством всем известного Александра Антонова, который позже поднял на Тамбовщине крестьянский бунт, вошедший в историю как антоновщина. Отцу служить в милиции довелось мало, крепко подводило здоровье, и он вернулся в родное село Иноковку. В стране уже полыхала гражданская война, Тамбовщина тоже не осталась в стороне от происходящих событий. Конечно, папа был на стороне красных, он шил им сапоги на дому. Но жизнь была в то время - как качели. Вдруг нагрянули белые, реквизировали у отца пошитые сапоги, косо поглядывая в его сторону. А потом в село вновь прибыл отряд красных, только совсем других, и повели они папу на расстрел якобы за пособничество белым. Но тут соседи вмешались, подтвердили, что Андрей Верещагин служит красным. Папа остался жив. А ведь многие в ту пору погибали под горячую руку, не разбирались ни с той, ни с другой стороны, виновен ли, действительно, человек. Брат шел на брата - в огне гражданской войны сгорали человеческие судьбы. Не такое ли сейчас творится в соседней стране - Украине?

В 1929 году в Кирсановском районе, и в селе Иноковка тоже, началась коллективизация. Мне было в ту пору всего годик, я, конечно, ничего из тех событий не помню, но в моей памяти сохранились некоторые воспоминания моих родителей. Отец добровольно вступил в колхоз, сам отвел кормилицу-корову в общее стойло… А вечером в семье думали думу тягостную: как прокормить шестерых детей, которые были у них на тот момент. Все мал мала меньше. Но семья была дружной, трудолюбивой, к крестьянскому труду дети рано приучались. Мы росли, познавая все тяготы деревенского бытия, но и в школу бегали, тяга к знаниям у всех у нас была неимоверно сильной, несмотря на то, что начальная школа находилась от дома в трех километрах, а восьмилетка и того дальше - в восьми километрах. В каникулы всегда обязательно работали в колхозе.

А на пороге стояла Великая Отечественная война, которая не обошла стороной и нашу семью. Было холодно, голодно, но мы выжили. Кроме брата, вернувшегося с фронта в конце войны контуженным. В 1946 году он умер в Тамбовском госпитале. Это горе сильно потрясло нашу семью. А еще на войне погибли два родных брата моего папы и зять.

Но папа был сильным духом человек. Он был трудолюбивым, добрым и умным. До революции он окончил три класса церковноприходской школы. Такое же образование имела и моя мама Ульяна Петровна, которая не могла ни одной минутки находиться без дела. Мне сегодня вспоминается, сколько лет жизни она отдала работе в колхозе.

Когда мы, дети. учились в 7-8 классах, папа помогал нам по математике. А стихи Пушкина, Лермонтова, Некрасова он читал наизусть, и мы с восхищением его слушали. Может быть, таким образом отец определил мой дальнейший путь, я стала учителем русского языка и литературы.
В 1956 году вся наша семья переехала в Котовск. Здоровье папы в это время ухудшилось. Он 16 лет был полностью слепым, но хорошо ориентировался в пространстве, оставался по-прежнему добрым, интересным собеседником. Умер мой папа на 85-м году жизни.

Многие его потомки живут в Котовске. Это семьи Вдовиных, Верведа, Стрыковых, Бурениных. Здесь живем сейчас и мы, три родных сестры, из семерых детей нашей семьи оставшиеся в живых. О себе я уже говорила. Старшая сестра Нина Андреевна Стрыкова, 1926 года рождения, работала долгое время учителем в школе №5; трудовая биография младшей сестры Антонины Андреевны Стромовой, 1936 года рождения, была связана с заводом "Алмаз". Внуки, правнуки и праправнуки Андрея Верещагина (всего 36 человек) живут и работают в Котовске, Тамбове, Воронеже, Москве, Туркмении и даже Канаде.

На примере моего отца Андрея Верещагина видно, какие суровые испытания выпали на долю простого русского солдата. Наш народ никогда ни перед кем не прогибался, во все периоды истории оставался стойким, мужественным, но в то же время душевно щедрым, всего благого в жизни добиваясь упорным трудом. Никому никогда не сломить наш народ!
Автор:Зинаида Ферапонтова