Лента новостей
Статья6 мая 2015, 11:11

Свидетельство очевидца

Об Иване Тарасовиче Горелове наша редакция узнала благодаря его любви к фотографии. Не так давно ветеран Великой Отечественной войны связался по телефону с нашими коллегами-журналистами, высказав пожелание подарить редакции фотоаппарат. Благодаря его звонку получился этот материал.
Иван Тарасович Горелов родился 22 ноября 1925 года в Уваровском районе в глухом посёлке, от которого уже и следа не осталось. Когда началась Великая Отечественная война, отец забрал его в столицу, где работал уже год.
– В конце декабря 42 года, когда было серьёзное положение под Сталинградом, нас призвали в военкомат, – рассказывает ветеран. – Но потом отпустили по домам, потому что нам было ещё по 17 лет. Сказали только, чтобы свои мешки с вещами не разбирали. По-настоящему нас призвали 25 февраля 1943 года, 2-го марта отправили в воинскую часть.
Ивана Горелова распределили во второй отдельный учебный стрелковый полк Приволжского военного округа, который располагался в Городище Пензенской области. Полгода новобранцы проходили обучение на младших командиров миномётчиков. По окончании всем присвоили звания младших сержантов и отправили прямиком на фронт. На поезде солдатов привезли в Дарницу под Киевом. В тот же момент начался авиационный налёт немцев. Пополнение перебросили на другую станцию.
– Я попал в артиллерийскую батарею и сходу меня назначили телефонистом, несмотря на мою специальность миномётчика, – вспоминает Иван Тарасович. – Когда дивизия пополнилась личным составом и техникой, мы отправились на фронт, который был уже западнее Киева. Там у меня был телефонный аппарат, катушка с кабелем, карабин. Моей задачей было обеспечить связь батареи с наблюдательным пунктом.
В селе Поповка 10 января 1944 года Иван Горелов впервые вблизи увидел немецкие войска. По его словам, боя не было: показалось несколько немецких «Тигров», которые не стали атаковать, а развернулись и уехали.
Красная Армия уверенно наступала и отбивала населённые пункты Украины от нацистских оккупантов. Часть, в которой служил Иван Тарасович, постоянно направляли на слабые участки фронта, усиливая группировки войск.
– Мы прошли через Тернопольскую область, а в мае немцы остановили нас в Ивано-Франковской, – говорит Горелов. – Там решались задачи стратегического значения. Мы стояли около двух месяцев в обороне. А затем пошли в наступление по направлению Мукачево и Чоп. Так оказались в Чехословакии.
Иван Тарасович хорошо помнит известие о Великой Победе. 9 мая их часть форсированным маршем шла к Моравской Остраве – городу, который находится в северо-восточной части Чешской Республики. Перед отступлением немцы готовили взрывы шахт, а рабочие обратились к командованию наших войск с просьбой не допустить этого.
– И вот мы шли туда, день был солнечный и ясный. И вдруг впереди колонны началась стрельба из всего стрелкового оружия. И по колонне разнеслось – кончилась война. Что мы могли чувствовать, кроме радости и восторга? Так закончился мой боевой путь.
Не забыл Иван Горелов и то, как встречали советские войска в Чехословакии и Польше:
– Нас встречали, как освободителей. Везде на домах и из окон висели наши советские и национальные флаги освобождённых государств. В этот момент ощущение того, что нас принимают, как своих героев, очень вдохновляло.
Сейчас идёт активное переписывание истории западными странами, многие факты искажаются и замалчиваются. И поэтому свидетельства очевидцев, таких, как Иван Тарасович, которые видели всё своими глазами, необычайно важны.
После окончания войны часть, где служил Иван Тарасович, две недели стояла лагерем в Западной Украине. Позже она оказалась в военном городке недалеко от городка Добромиль во Львовской области. Горелов хорошо помнит обстановку там. Война была окончена, но украинские националисты-бандеровцы боролись против советской власти с помощью террора.
В феврале 1946 года проходили первые выборы в Верховный Совет СССР. Вместе с сослуживцами Иван Тарасович обеспечивал безопасность выборов на избирательных участках, куда руководство направило охранные подразделения. Эти меры предпринимались потому, что бандеровцы старались сорвать выборы и постоянно поджигали участки.
– В одном из сёл случилось ЧП, – рассказывает ветеран. – Ехал на санях в феврале возница, участковый милиционер и два наших сержанта. Доехав до одного из сёл, они попали в засаду прямо у первого дома. Из пулемёта в упор всех расстреляли. Ещё один случай был, когда солдат в одиночку ушёл и больше его никто не видел. Такие вещи происходили. Когда в 1944 году мы стояли в обороне перед Карпатами, там было то же самое. Командование запрещало ходить по одному. Днём вроде ничего, а ночью было уже опасно. Иногда отходишь от окопов на 20–25 метров и видишь листовки антисоветского характера. Вот такую работу они вели.
Как рассказывает Иван Горелов, он общался с девушкой, которая работала в МВД. Правоохранителям приходилось еженедельно выезжать на боевые операции по борьбе с бандеровщиной. Как только поступал сигнал, они сразу ехали на место происшествия. Редко когда проходил такой день, чтобы возвращались без потерь.
В 1947 году Ивана Тарасовича перевели в Дрогобыч, где он прослужил до 1950 года. В 1948 году был приказ о демобилизации солдат 24 и 25 годов рождения. Но сержантов оставили до особого распоряжения. Таким образом, Горелову пришлось служить срочную целых семь лет. Затем он решил остаться, и началась его офицерская служба.
В Дрогобыче Иван Тарасович познакомился с девушкой, которая позже стала его супругой. Горелов окончил военное училище, и его направили служить заместителем командира роты по политической части. Волей судьбы, офицера несколько раз направляли в группу советских войск в Германии. Там у него и родился сын.
– В начале 1974 года я уволился в запас, на этом служба закончилась, – повествует Иван Тарасович. – Приехал в Тамбов, а после нескольких месяцев отдыха направился в военкомат и попросил какую-нибудь работу. Меня отправили в одну из школ работать военруком. Для меня работа с ребятишками была отдушиной. Я привык к армейскому режиму и порядку. А тут ребята, и у каждого свой характер и особенности, ко всем нужен индивидуальный подход. Но мне нравилось учить их военному делу.
В этой должности Горелов проработал в школе по 2002 год. Ещё одной отдушиной Ивана Тарасовича была фотография, этим он увлекается ещё с самой службы. Большинство фотографий с женой, сыном и друзьями он сделал сам. К сожалению, сейчас Иван Тарасович живёт один, но поводы для радости всё равно есть, например, недавно ветеран стал прадедушкой.
Фото автора и из личного архива Ивана Тарасовича Горелова
Автор:Андрей Авраменков