Таран Виктора Талалихина

« Трудовая слава »
34
от
Среда, 20 августа, 2014 (Весь день)
1031
https://top68.ru/sites/default/files/styles/768x474/public/article-images/2014/08/20/top68.ru-taran-viktora-talalikhina-42034.jpg?itok=obS0ENH6

   Это произошло 73 года назад в ночном московском небе. Шел второй месяц Великой Отечественной войны. Смертоносные танковые клинья врага упорно тянулись к сердцу нашей Родины. Туда же рвались воздушные эскадры Геринга, стараясь посеять хаос в тылу, вызвать панику, убедить в невозможности сопротивления германской военной машине.
   Однако методы, так хорошо работавшие в Европе, на русской земле привели к обратному результату. С каждым днем, с каждой неделей отпор захватчикам усиливался. Тысячи воинов, не щадя своей жизни, совершали ратные подвиги. На земле, в небесах и на море – везде, где разворачивались ожесточенные бои, русский солдат показывал чудеса стойкости и героизма.
   7 августа 1941 года летчик-истребитель Виктор Талалихин атаковал шедший курсом на Москву немецкий бомбардировщик. А когда в его И-16 кончился боекомплект, не задумываясь, пошел на таран...

   Дорога в небо

   Родился Виктор Талалихин 18 сентября 1918 года в семье саратовских крестьян – в селе Тепловка. Окончил семилетку, затем фабрично-заводское училище. Устроился рабочим на мясокомбинат.
   В те годы молодежь мечтала о небе: в переживающей индустриальный подъем стране тут и там открывались аэроклубы. Государству рабочих и крестьян нужна была авиация, нужен был флот, нужны были крепкие сухопутные войска – защищать завоевания революции.
   Дорогу в небо проторили два старших его брата, служившие в авиации. Не удивительно, что парень просто бредил самолетами и при первой же возможности стал курсантом местного аэроклуба.
   Вспоминая период учебы, инструктор Виктора отмечал как его отличное владение машиной, так и излишнюю горячность. Забегая вперед, скажем, что Талалихин впоследствии выработал в себе привычку, свойственную истинным асам, - держать голову холодной.
   В 1938 году Виктора призвали на срочную службу в армию. Однако и там он не расстался с небом, параллельно обучаясь в Борисоглебской военной авиационной школе. Уже тогда наставники характеризовали его как смелого и логично мыслящего во время полетов летчика.

   В боях над Suomi

   Первым боевым испытанием для будущего Героя Советского Союза стала зимняя война с Финляндией. Война, унесшая много жизней и вскрывшая немало недостатков Красной Армии.
   Впрочем, началась она для Талалихина удачно. Уже в первом своем воздушном бою на истребителе И-153, он открыл счет сбитых вражеских машин.
   Чуть позже очень ярко проявилось еще одно важное качество летчика – взаимовыручка, готовность рисковать жизнью ради спасения товарища.
   Его командир Михаил Королев под зенитным огнем преследовал финские самолеты, когда на его хвост «сел» вражеский «фоккер».  Очередь из пулеметов прошила деревянный корпус красного «ястребка», словно швейная машинка.
   Виктор без раздумий бросился на помощь товарищу, сам оказавшись в перекрестии прицела. Воздушный бой… Сражение не только моторов, пушек и пулеметов, а прежде всего - нервов и скорости мышления.
   Неожиданно для противника Талалихин заложил крутой вираж и, освободившись от преследования, длинной очередью сбил вражеский истребитель.
   Победителя бурно чествовали на земле, а он на вопрос товарищей «как решился на такой поступок?» ответил просто: «Я обязан был спасти командира…»
   Там, на войне, когда ежедневно приходилось рисковать своей жизнью, появился у Виктора хороший, настоящий друг. Такой же бесстрашный как Талалихин, Гумар Аюпов был также беззаветно влюблен в небо.
   Быстро сдружившись, они в минуты затишья (спали летчики в землянке на соседних кроватях) часто подолгу говорили о прошлом, настоящем и будущем, вспоминая яркие моменты детства и юности.
   Виктор и Гумар были из породы тех искренних и преданных людей, про которых говорят в народе: «Не разлей вода!»
   Прервать такую крепкую мужскую дружбу не способны никакие годы, но за них это сделала разлучница война…
   Во время одного из боевых вылетов самолет Аюпова был сбит и упал на замерзшую гладь озера Суана-Ярви. Тяжелораненный Гумар выжил и был доставлен в медпункт на опушке леса.
   Сделав операцию, врачи спасли жизнь летчика, но…     война жестоко посмеялась над их усилиями. Утром финские самолеты, несмотря на хорошо различимые с неба знаки «красного креста», разбомбили медицинский батальон. Одна из бомб оборвала жизнь храброго военлета Гумара Аюпова.
   Виктор тяжело переживал эту утрату и рвался в бой: мстить врагам за гибель друга. В тот же день в очередном воздушном бою он сбил еще один самолет противника.
   К моменту окончания боевых действий на счету Талалихина было 47 боевых вылетов и 4 сбитых вражеских машины.
   В марте 1940 года финская кампания закончилась. Молодой офицер – орденоносец (за отличия в боях Талалихина наградили орденом Красной Звезды) отправился к родителям - в отпуск.

   Защищая Москву

   Ароматом цветущих садов благоухала весна 1941 года. Последняя перед Великой войной мирная весна! Талалихин с отличием закончил командирские курсы и был назначен командиром авиазвена 177-го истребительного полка, которым в свою очередь командовал старый знакомый Виктора Михаил Королев.
   Начало грянувшей 22 июня войны для авиации СССР сложилось особенно трагично. Чудовищно много самолетов было уничтожено на аэродромах, так и не успев подняться в воздух. Уцелевшим машинам и пилотам приходилось сражаться за пятерых…
   Полк, в котором воевал молодой, но уже опытный, обстрелянный звеньевой, оборонял от врага небо Москвы на юго-восточных подступах к ней.
   Первый бой летчики провели уже 25 июля 1941-го, а в начале августа Виктор  совершил свой ставший легендарным подвиг.
   Ночью 7 августа И-16 Талалихина, круто задрав нос, поднялся в московское небо по сигналу тревоги. Немецкие бомбовозы под покровом темноты воровато и упорно рвались к столице – разорвать, унизить, уничтожить тротилом и осколками златоглавую непокорную столицу.
   Виктор «сел на хвост» вражескому «Хейнкелю - 111», нажал на гашетку. Почувствовав дыхание смерти, немецкий летчик закрутил воздушную карусель пилотажа, во что бы то ни стало стараясь уйти от преследователя.
   Пропустить врага к столице нельзя! И Талалихин вновь и вновь «рисует» в ночном небе огненные пулеметные трассы. Уже задымился один из двигателей бомбардировщика, как вдруг пулемет бессильно замолчал: кончились патроны.
   О чем думал тогда этот молодой парень, которому и лет по нынешним мирным меркам было всего-то ничего – 22?.. О горящей под ударами вероломных гитлеровцев родной земле? О гибнущих под развалинами домов женщинах и детях? О затоптанных гусеницами вражеских «панцеров» солдатах? А может вспомнил своего погибшего друга Гумара Аюпова? Кто знает… Только принял за долю секунды бесстрашное решение – таранить ускользающего врага.
   С огромной скоростью истребитель Талалихина врезался в хвост с паучьей свастикой. Как потом рассказывал, мелькнула мысль: «Пусть я погибну, но врагов погибнет в четыре раза больше!»
   Однако храбрецам везет. Он успел выпрыгнуть из загоревшейся машины и раскрыть парашют. Местные жители помогли бесстрашному летчику добраться до своей части, и буквально сразу же -  8 августа - за героизм, проявленный при первом ночном таране, Виктор Талалихин был удостоен звания «Герой Советского Союза».
    Погиб отважный летчик в бою 27 октября 1941 года, в составе группы из 6 истребителей прикрывая с воздуха наши вой-ска, оборонявшиеся в районе деревни Каменки, недалеко от Подольска.
   Верный своей тактике, Талалихин сбил один из «мессеров», но при этом и сам был тяжело ранен в голову. Неуправляемый самолет рухнул на землю…
   Похоронили воина-героя на Новодевичьем кладбище Москвы. Его имя носят улицы в различных городах России. Воды мирового океана бороздит «тезка» - корабль ВМФ.  Недалеко от места гибели, в Подольске, установлен памятник Виктору Васильевичу Талалихину – русскому солдату, патриоту, отдавшему жизнь за свободу Родины.

Автор: 
Владимир Поветкин
Читайте также:
Наверх