Технарь с душой поэта

« Инжавинский вестник »
13
от
Среда, 25 марта, 2015 (Весь день)
990
https://top68.ru/sites/default/files/styles/768x474/public/article-images/2015/03/25/top68.ru-tekhnar-s-dushoi-poeta-52202.jpg?itok=KMQgX8Uk
Есть в Инжавинском детском центре дополнительного образования «Радуга» кружок радиотехнического конструирования, где с нуля учатся создавать своими руками приёмники, несложную бытовую аппаратуру. Кружок существует ещё с советских времён, больше тридцати лет. Приятное удивление возникло от того, что он всё ещё работает, что есть дети, подростки, которым интересно техническое творчество.

В последние десятилетия профессии, имеющие научно-производственную направленность, потеряли свою престижность, и молодое поколение всё более ориентируется на сферу обслуживания. Заинтересовать ребят делать что-то полезное руками, изучая при этом основы таких наук, как физика и химия, весьма не просто.

- На занятия приходят те, у кого, видимо, есть предрасположенность к радиотехнике. Чтобы третьеклассника побудить изучать схемы конструкций, вести специальную тетрадь, в которой аккуратно их вычерчивать, у него должна быть особая тяга, - говорит руководитель кружка Юрий Петрович Агапов.

Эти маленькие дети, на удивление, осознанно приступают к делу, представляя, какую конкретную полезную в быту вещь они сейчас сделают своими руками и покажут родителям. С первого дня занятий ребёнок погружается в радиотехнические схемы, разбираясь в устройстве детекторного приёмника, собирают свои первые макеты, учатся пользоваться тестером для замера напряжения, сопротивления, работают с осциллографом (изучают на экране «кривые» тока). Пока еще нетвёрдой рукой начинают припаивать мельчайшие детали радиоконструкции.

Им бы, казалось, ещё сказки читать да картинки разглядывать, а они - виток к витку вручную наматывают металлическую проволоку на катушку. Сделать это качественно руками непросто даже взрослому человеку, но в кружок приходят мальчишки, начиная с 3-го класса, а бывает, что и первоклашки заглядывают.

Юрий Петрович рассказывает ребятам об изобретателе радио Александре Степановиче Попове, к которому сам испытывает глубокое уважение как к человеку науки. Делится и своей личной историей: как он, будучи пятиклассником, пристрастился к радиотехнике, и эта любовь к делу привела его в Московский техникум связи, который он закончил, а после, в 60-х годах, работал на телевидении - обслуживал оборудование инжавинской телевышки.

На досуге собирал цветомузыкальную аппаратуру, был одним из лучших мастеров-телевизионщиков в районе. Частенько собирались с друзьями-сверстниками у него дома и вместе мастерили.

Родившееся в поэзии 60-х годов выражение «физики и лирики», разделявшее молодых советских людей на технарей и гуманитариев, никак не подходило к Юрию Агапову: он, поглощённый радиотехническим конструированием, параллельно зачитывался литературой, особенно приключенческой - Майн Ридом, затем русской классикой, серией «Жизнь замечательных людей», и писал собственные стихи. Этакий технарь с душой поэта.

Вспоминает, как впервые пришел в Инжавинскую станцию юных техников в открывшийся радиотехнический кружок (пригласил знакомый). Посидел на занятии, послушал, как преподаватель рассказывает что-то по теме, посмотрел на скучающие лица ребят и - сам заскучал. А преподаватель возьми да предложи Агапову: хочешь попробовать провести занятие?

Юрий Петрович согласился. Тема была посвящена паяльнику. Агапов без подготовки взял в руки инструмент и начал рассказывать: и про законы физики, и про особенности работы с паяльником. Ребята оживились и стали переглядываться: «Вот чешет!».

Так и стал профессионал-радиотехник работать с детьми. И по сей день, помимо обязательного программного материала, даёт им что-то от себя лично, из своего опыта. Некоторые из учеников продолжают учёбу по выбранному в детстве направлению в вузах.

Его юные ученики собирают рабочие макеты электромузыкального звонка, электрический блок питания (а это не только «начинка», но и корпус, который нужно также сделать из металлических пластин, спаять, склепать - серьёзная мужская работа). Мальчишки с удовольствием мастерят цветомузыку, «бегущие огни», приносят из дома поломанную бытовую технику и учатся её чинить.

Был случай, с улыбкой вспоминает Юрий Петрович, когда его ученик после занятия пришёл домой и враз установил розетку: мать чуть ли не два года просила отца сделать это, а у того, как бывает, руки не доходили.

- Главное - разбудить интерес в человеке, увлечь ещё юного настоящим делом, - говорит Юрий Петрович. - Сегодня в области мало осталось таких кружков, как наш - дорогостоящее это занятие.

- Как же вы выходите из положения, когда нужны детали, инструменты, тренировочные объекты?

- Родители учеников приносят старую или поломанную аппаратуру, бытовую технику - оттуда и достаём детали. У нас ведь даже по программе есть тема «Демонтаж старого оборудования».    

Уметь разобрать технику - это основа, начало. Научится грамотно разбирать - сумеет и грамотно собрать.

На занятиях Юрий Петрович с ребятами собрал два компьютера из деталей, в коридоре ожидают приложения рук два стареньких громоздких цветных телевизора советских времен (чей-то дар юным радиолюбителям).

В кабинете уютно и удобно работать: над каждым столом - индивидуальный светильник, на стене, перед глазами - отпечатанные схемы конструкций. Полочки со всевозможными макетами, радиоприёмниками, бытовыми приборами. Большая фотография основателя радио Александра Попова и - герб кружка, на котором символично запечатлены базовые элементы радиотехники.

Здесь нетрудно погрузиться в мир кропотливой работы.

Фото автора

Автор: 
Елена Шароватова
Читайте также:
Наверх