Лента новостей
Статья29 сентября 2011, 11:42

Терра инкогнита? Орбис террарум!

TERRA INCOGNITA – земля неизведанная
В детстве так здорово помечтать о далеких путешествиях и новых открытиях. Мир открывается во всем его величии, когда понимаешь, что наша Земля – огромная планета, а наша малая родина и мы сами –крошечные частицы Вселенной…
А потом наступает момент, и ты узнаешь, что каждый ее кусочек уже нанесен на карты, и путешествовать по ним – одно удовольствие. Океаны и континенты, становящиеся живым миром, а не просто пятном на глобусе, ниточки рек и пятна горных массивов, превращающиеся в бескрайнюю синь просторов и теряющиеся в облаках высоты, города и государства, моря и степи – все это раскрывается перед тем, кто знает этот интереснейший предмет, кто любит познавать и открывать новое.
Эта любовь «создала» Татищева и фон Гумбольдта, Пржевальского и Семенова-Тян-Шанского, Обручева и Марко Поло. «Описываю землю» – так переводится название этого предмета. «География» – стоит в строчках школьных дневников…
Не может быть скучным и неинтересным предмет географии! Но если его ведет истинный профессионал, человек, беззаветно отдающий себя любимому делу - она становится истинным открытием, когда каждый урок превращается в маленькое чудо, дарящее детям радость находок и интереснейших фактов, когда слушаешь, затаив дыхание, и воображение уносит в далекие дали, к неизведанным землям.
Такой загадочный и неизведанный, и вместе с тем близкий и захватывающий мир открывается детям на уроках Антонины Викторовны Минкиной – учителя географии Медненской школы.
Думала ли юная Тоня, уезжая из родной Анновки много лет назад на учебу, что перед ней открывается большая дорога, на которой ждет не просто осуществление мечты о педагогической стезе, а признание, высокая оценка ее профессионального мастерства и человеческих качеств? Но это все было в будущем, а в настоящем - тогда, много лет назад, была молоденькая учительница, впервые вставшая у доски перед пытливым взором детских глаз, немного робеющая на первом в своей жизни родительском собрании, активистка, несущая общественную нагрузку и выполняющая комсомольские поручения. Приехала в село по распределению – и нашла здесь свою судьбу, чтобы остаться навсегда.
ORBIS TERRARUM - вся земля
Как быстро летят годы! Оглянуться не успела – а сколько лет промелькнуло! Вышла в Медном замуж, воспитала сына – Роман юрист, работает далеко-далеко от родного села. Если по карте – всего несколько сантиметров на масштабной линейке. А так… если даже самолетом – все равно Апатиты вдали от Медного, почти «на краю земли». И за тысячи километров, за несколько часовых поясов рвется материнское сердце в далекий холодный край. Но в сердце ее – не одна материнская любовь, хватает его, чтобы охватить ею все города и веси, куда разлетелись из родного гнезда птенцы – «ее дети». Стаж педагогической деятельности на третий десяток перевалил. Если собрать вместе «ее детей» - а ведь истинный педагог каждого своего ученика пропускает через свое сердце, считает своим – и усадить всех за парты, пожалуй, не только класса такого большого не найдется, но и во всей школе места не хватит.
А если всем задать вопрос, чему же их научила Антонина Викторовна, ответят, не раздумывая. И главным в этом списке будет – доброта, справедливость, честность, ответственность, пунктуальность, умение принимать решение и аргументированно отстаивать свою точку зрения. А еще – взаимовыручка, способность чужие проблемы воспринимать, как свои, по первому зову спешить на помощь. И это неудивительно – хороший педагог передает «своим детям» собственные качества характера, свою жизненную позицию, жизненное кредо. «Она всю себя отдает школе», - так говорят про Минкину коллеги и знакомые. «Антонина Викторовна – наша любимая учительница», - говорят ее ученики. И, как результат, высочайшая награда – более важная, чем все министерские, вместе взятые – Антонина Викторовна Минкина названа Народным учителем. Это – заслуженное признание, высокая оценка ее педагогической деятельности. Это – доверие, оказанное ее учениками, коллегами, земляками.
Для непосвященных поясним. Критерии отбора, обозначенные в положении о конкурсе «Народный учитель», очень жесткие. За несколько минут лучшего по всем параметрам учителя должно определить независимое голосование, в котором участвуют его коллеги, ученики, родители. И чем большее количество голосов наберет педагог, тем больше у него шансов на получение гранта. Но одно дело – крупные городские школы, с большим числом учеников, а другое дело – маленькая Медненская, филиал. Но тем выше рейтинг педагога, за которого отдала голоса практически вся школа! И, представьте, скромная учительница пыталась отказаться от заслуженного гранта!
Просто сказать, что она любит свою профессию – это ничего не сказать. Любит детей, все свое время проводит в школе, переживает буквально за каждого. Какая у ребенка ситуация в семье, как и чем там живут и «дышат» - Минкина в курсе. Если возникают проблемы, если ребенку плохо, или семья не может справиться в одиночку – равнодушной остаться не может. Идет к главе сельсовета, Анне Анатольевне Максимовой, и в любое время дня и ночи тандем «учитель – представитель власти» начеку, стоит на страже интересов детей.
Это было приоритетом в ее деятельности, когда работала директором школы, и сейчас – когда является классным руководителем 9 класса, замечательным наставником молодежи. Источники творчества учителя – общение с учащимися, собственный опыт учителя, других учителей, её общая профессиональная культура, жизненная и профессиональная позиция, её жизненный опыт и профессиональная интуиция.
От творчества учителя к творчеству ученика – профессиональное кредо педагога. Как оживить урок? Как активизировать мыслительную деятельность учащихся? Как поддержать интерес к предмету? Эти и другие вопросы Антонина Викторовна старается сделать актуальными в своей работе учителя- предметника. На уроках она стремится к тому, чтобы её предмет знали и любили. Высокоэрудированная, добрая, но характер твердый, стальной - если уж что нужно спросить, спрашивает по полной.
«Всякое дело надо любить, чтобы хорошо его делать» - это жизненное кредо Антонины Викторовны. Она очень интересно проводит вечера, День знаний, последний звонок. Если в школе мероприятие – односельчане ненароком поинтересуются, кто его готовил. Если Минкина – аншлаг гарантирован. Собираются от мала до велика – настолько интересными и познавательными она может сделать незатейливые школьные вечера. Нет, не сделать – создать. С чистого листа. Напишет сценарий, сама придумает стихи, отрепетирует с детьми – чтобы все было без сучка без задоринки.
Все успевает – с раннего утра и до вечера на работе, и никогда не было, чтобы куда-то опоздала. «Правильный», скромный и вместе с тем – очень чуткий и ранимый человек. Заботливо ухаживает за любимой мамой, и за свекровью смотрела, «ходила» за ней до последнего. Всегда знает, кому и где тяжело – подставит хрупкое плечо, всегда придет на помощь. Никогда не пожалуется, что устала, что тяжело, а ведь быт учителя – это быт обычного сельчанина, с той лишь разницей, что обиходив птицу-корову-поросят, огород и усадьбу, обычный сельчанин может отдохнуть, но далеко заполночь горит свет в окне учителя. Планы уроков, тетради, подготовка мероприятий. Ко всему нужен профессиональный, творческий подход. Порой заработается – уже светает, уже корову выгонять пора. А утром нужно быть собранной, нести в класс что-то новое и интересное, быть готовой ответить на десятки детских вопросов, научить их жить так, чтобы, как у классика, – «не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы».
Какой же это тяжкий труд! Благородный и, увы, пока еще недостаточно оцененный обществом и государством.
Говорить о чудесах и открытиях в начале XXI века - задача, которая может показаться трудной и неблагодарной. Чем можно удивить, чем можно поразить воображение детей, на глазах у которых осуществляются все мечты, когда-либо созданные самой смелой человеческой мечтой, если всего лишь несколько десятков лет назад взлёт человека в космической ракете казался неповторимым подвигом, а сочетание достижений науки и человеческого мужества поразило весь мир, то уже ушел в прошлое день, когда человек впервые в истории существования нашей планеты вышел из корабля в космическое пространство. И когда завтра человеческая нога ступит на поверхность Марса, это будет казаться естественным для тех, кто будет жить в этом завтра.
Все ее ученики, выбравшие в качестве экзамена географию, показали высокие результаты.
А дети – это чуткий барометр, который реагирует на фальшь и ложь, не прощают безразличия и равнодушия. 1 сентября для медненцев был «галактическим» днем. На линейке стояла…ракета, в которой «отправлялись в полет» к далеким мирам знаний первоклассники, 8 юных жителей села были героями этого праздника, придуманного Антониной Викторовной.
Космос, Вселенная, Галактика – вот новые герои ее уроков. И дети раскрывают ум и сердце, охотно впуская в него новые глобальные проекты. Они прокладывают новые пути, мечтают о новых открытиях. Пусть сбудется их мечта. Мечта, устремленная к звездам.
Цифры и факты
*Сегодня в образовательных учреждениях района работают более 220 педагогов.
*Более 80 процентов учителей имеют высшее образование. Около 40 процентов педагогов района – педагоги 1 и высшей квалификационной категории. Недавно проведена аттестация на соответствие занимаемой должности, где все педагоги подтвердили свои квалификационные категории.
*86 человек награждены правительственными, отраслевыми наградами и наградами Тамбовской области, из них 45 педагогов имеют отраслевые награды - грамоты Министерства образования и науки Российской Федерации.
*Средний возраст учителей - 42 года. В школах преподают 2 молодых специалиста, получающие областную надбавку к зарплате в размере 2300 рублей.
*20 педагогов Сампурского района награждены нагрудным знаком «Почетный работник народного образования», 25 - министерскими грамотами.
*Многие педагогические работники награждены Почетными грамотами и благодарственными письмами областной Думы, областного управления образования и науки, районного Совета народных депутатов, администрации района.
Автор:Светлана Сабитова