Вернись в деревню, гармонист!

« Наше слово »
37
от
Четверг, 15 сентября, 2011 (Весь день)
2346
https://top68.ru/sites/default/files/styles/768x474/public/article-images/2011/09/15/top68.ru-test-3671.jpg?itok=7u0oBXZD

Г.А. Гончарова работает учителем музыки и мировой художественной культуры Терской школы, руководит фольклорно-краеведческим объединением «Жаворонок». В этом году она стала лауреатом областной премии им. М.Н. Мордасовой в номинации «За сохранение и укрепление традиций народного творчества области в художественной самодеятельности».

 

Гончаровы и Щербаковы (девичья фамилия Галины Александровны) — из первых поселенцев Терского. И Галина Александровна, и Александр Андреевич знают свою родовую историю до седьмого колена. И, судя по старинным архивным записям, очевидно, что предки Марии Мордасовой тоже когда-то жили в этих местах, потому что очень уж часто встречается эта фамилия. Потом, видимо, какие-то Мордасовы переехали в Черняное и считается, что Мария Николаевна из Притамбовья. Но корни-то!..

И героиня нашей публикации жила в очень музыкальной семье. Дед, брат деда, отец — все отличные гармонисты, а двоюродная бабушка, фронтовичка Анна Феоктистовна Уварова — первая частушечница на селе. Потом, спустя десятилетия, Галина Александровна напишет о ней очерк в журнал «Играй, гармонь!» и приведет полные и юмора, и затаенной надежды, и спрятанной девичьей боли частушки:

Чрез высокую ограду

Я подам залетке пить.

Может быть, по старой памяти

Опять будет ходить.

 

Ты играй, играй, гармошка

А я вдарю по басам.

Треповатый эт мальчишка,

Его видно по глазам!

Эти частушки, конечно же, звучали на «пятачках», излюбленных местах встреч, где собирались молодые девчата и парни. Были богатые традиции — всем селом встречали и народные, и церковные, и сельские праздники. Потом как-то это все сошло на нет. Не осталось ни гармонистов, ни ярких частушечниц. Но Галина Александровна помнит их еще с детства. И сама пела, и мелодии на гармони подбирала по слуху. Поехала поступать в Тамбовское педагогическое училище им. К. Ушинского на музыкальное отделение. Хоть там и принимали с музыкальным образованием — для талантливой девочки из Терского сделали исключение. И она оправдала надежды педагогов из приемной комиссии. Пела в хоре, на педагогической практике удивляла всех богатой фантазией и умением претворить задуманное в интереснейшие мероприятия. Недаром ее приглашали работать в одну из тамбовских школ. Не согласилась. К тому же была уже за замужем, ждала первенца. А ее ждала родная деревня. Годы в педучилище оставили чудесные воспоминания. Но уже тогда студентка, связанная неразрывно со своим селом, замечала, что классическое музыкальное образование далеко стоит от подлинного фольклора. Даже русские народные песни исполнялись хором училища совсем не так, как пели их в селах. Это немного раздражало. Потому что уходили в небытие традиции. И уже тогда совсем молодая чета Гончаровых всерьез задумалась, что русские отходят от своей культуры. И что-то надо всерьез менять в укладе жизни сельчан, чтобы опять выходили люди на улицу, пели, плясали, играли в народные игры.

...А пока вернемся в их молодость, семидесятые-восьмидесятые годы прошлого столетия. Первой появилась дочка, которую назвали Галиной. Наверное, в честь мамы. А маму, едва малышке исполнилось всего-то три с половиной месяца, уговорили выйти на работу. Вот так — работала, училась заочно на филологическом отделении Мичуринского пединститута, рожала детей — и буквально горела на работе и в школе, и в Доме культуры. Запомнился один эпизод из рассказа Галины Александровны. Праздник первой борозды — и поход в лес накануне, чтобы собрать первые подснежники. И на концерте каждому механизатору — букетик первоцветов. «Делали все, чтобы прославить сельский труд», — вспоминает она. После жатвы так же торжественно отмечали праздник первого снопа. Очень часто бывали на животноводческих фермах с концертами, где преобладали русские народные песни. Постепенно работники культуры, педагоги, школьники входили во вкус.

Первым возрожденным праздником в Терском стала Масленица. В Прощеное воскресенье на улицу вышли ряженые, в колхозе запрягли в сани и украсили лошадей. Много лет не было такого праздничного катанья! Угощали друг друга блинами, пирогами. Звучала гармошка, старались перепеть друг друга частушечники. Теперь это стало традицией. В середине восьмидесятых запела вокальная группа — Маша Завязкина, Ирина Недобежкина, Лариса Тимофеева. Подрастали три дочки в семье Гончаровых — и вскоре вся семья вышла на сцену Тамбовской филармонии, заняв почетное второе место на областном семейном празднике. А когда Галя, Света и Аня были помладше, нередко заливались горючими слезами, видя, как мама по вечерам надевает платье и отправляется на работу — порой в темень и непролазную грязь — в свой Дом культуры, еще не ведая, как трудно и терпеливо надо работать, чтобы организовать настоящий праздник.

И эта кропотливая работа год за годом давала свои плоды: «Театр песни», который получил вскоре звание народного, детский фольклорный клуб «Жаворонок». И в репертуаре — в основном народные песни. Ох, как трудно было! В селе не было традиции многоголосия. В основном — припевки, традиционные «Матаня», «Канарейка», «Шермач», страдания. Большую помощь оказал брат мужа — профессор пединститута П.А. Гончаров. Он часто бывал в фольклорных экспедициях со студентами и привозил записи народных песен, давал слушать их Галине Александровне, а она использовала их в выступлениях.

Между тем продолжалась, говоря современным языком, реконструкция праздников, ребята и педагоги активно работали с населением. Старые люди рассказывали о традициях, присущих только Терскому. Вот на Троицу, например, ходили в лес, а среди угощений обязательным блюдом была яичница. И вот уже на школьной площадке, где много насаждений, собралось множество сельчан. Вроде бы как лес — и шкворчит на больших сковородках та самая яичница. И всем весело и очень вкусно. Вспомнили и праздник Кузьминки, когда молодежь крала кур (родители закрывали на это глаза) и в какой-нибудь избе варили их. Продолжение праздника — хождение по домам, когда просили у хозяев пшено «на курячьи именины». Очень похоже на рождественские колядки, которые тоже стали традиционными в селе. А еще проводят пасхальные игры. Причем занято все село, даже малыши из детского сада. Проводится все это именно в даты праздников.

Большую известность в области приобрел музей истории села. Им Галина Александровна руководит на общественных началах. Одиннадцать раз он становился победителем областных смотров с программами «Открывая бабушкин сундук», «Дорога к Храму», «В гости к прабабушке Фекле», «Труд моих земляков», «Славу хлебу поем», «Синенький скромный платочек» и другими. Были установлены десятки имен и фамилий односельчан, погибших в годы Великой Отечественной войны, созданы мемориальные стенды и Книга Памяти, Был установлен и освящен памятный знак на месте бывшего Казанского храма в Терском.

А еще она создала и ведет разработанный ею курс «Мир народной культуры» для учащихся начальной школы, «История и культура родного края». Достижения ее воспитанников говорят сами за себя. Терская школа теперь имеет статус школы-лаборатории русской культуры.

Очень важно, чтобы дети по-настоящему любили свое родное село. И любовь эта поддерживается и участием в многочисленных фольклорных конкурсах. Вот только некоторые результаты.

 В 2010 году «Жаворонок» занял третье место на Всероссийском конкурсе видеопрограмм «Игра круглый год» и стал лауреатом V международного фестиваля «Голоса традиций. Темрюк-2010» с программой «Под гармошку, под двухрядку».

Сама Галина Александровна награждена премией им. И.Г. Рахманинова за активную культурно-просветительскую работу и большой вклад в развитие музыкальной культуры района, дипломом управления культуры и архивного дела Тамбовской области за вдохновенное искусство игры на русской гармони и приобщение молодого поколения к истокам народной музыки, дипломом III степени министерства культуры России и Государственного республиканского центра русского фольклора за конкурсную игровую видеопрограмму «Тамбовская карусель», благодарностью российского центра «Играй, гармонь» им. Г.Д. Заволокина за деятельное и творческое участие в проведении юбилейных торжеств в Москве к 25-летию программы, а также многочисленными грамотами и благодарностями управления образования и науки Тамбовской области.

Г.А. Гончарова — дипломант IV международного фестиваля «Голоса традиций», который проходил в г. Темрюк Краснодарского края, I международного фестиваля «Играй, гармонь!» имени Г. Заволокина, дипломант Межрегионального фестиваля «Тамбовская канарейка», посвященного 95-летию М. Мордасовой.

Вот и сейчас терские соловушки отправились в Краснодарский край на фестиваль «Голоса традиций», где выступают в номинации «Ансамбль русской песни». Как нам сообщил спонсор поездки, А.А. Гончаров, председатель ОАО «Подъем», выступили отлично. Ну, а о конкретных результатах сообщим в ближайших номерах.

Казалось бы, большие достижения, многочисленные награды… Но в разговоре с Галиной Александровной постоянно звучал минорный настрой. Даже несмотря на то, что в отдельно взятом селе возрождаются русские традиции, неладно у нас с ними в обществе. Молодежь все как-то больше тянется к субкультурам африканским и американским. На экранах телевизоров осталась единственная программа — «Играй, гармонь!», совершенно исчезли из поля зрения народные хоры. Очень редко звучат записи великих народных исполнителей. Для себя Галина Александровна определила, что Людмила Зыкина — «голос России», а вот Мария Мордасова — «голос деревни». Вот только почти не слышно их… И то, что сейчас истинные таланты все-таки пытаются возродить русский фольклор — это малая толика. Г. Гончарова преклоняется перед подвижничеством семьи Кошкиных из Гололобовки, с восхищением говорит о своей землячке, настоящем самородке Римме Сергеевне Смолиной, обладающей исключительными вокальными данными, манерой истинного народного пения. Сама Галина Александровна — настоящий пропагандист народного творчества. Свидетельство — публикации в немногочисленных, к сожалению, российских журналах, посвященных фольклору и этнографии «Народное творчество» и «Играй, гармонь!» — «Орнамент бабушки Феклы»; «О двух сельских гармонистах», «У тамбовской у девчоночки хороший голосок», «Тебя, детка, не забуду!».

Старшая дочь пошла по стопам мамы. Она сменила ее на посту художественного руководителя Терского Дома культуры. А общий настрой семьи Гончаровых можно выразить двустишием:

«Как мало мне надо,

Как надо немного — жила бы деревня моя!».

 

Фото из семейного архива Гончаровых.

Автор: 
Н. Попова.
Читайте также:
Наверх