Учитель по призванию

« Наше слово »
40
от
Четверг, 6 октября, 2011 (Весь день)
932
https://top68.ru/sites/default/files/styles/768x474/public/article-images/2011/10/06/top68.ru-uchitel-po-prizvaniyu-4819.jpg?itok=1LQC8qn1

Сколько мы живем на свете, столько и открываем для себя удивительных и необычных людей. Стоит лишь приглядеться внимательнее, и окажется, что они живут рядом с нами.

Надежда Павловна ТИШКОВА — учитель истории и обществознания, а по совместительству и бывший завуч Гололобовской средней школы, посвятила педагогической деятельности 39 лет. Это человек с огромным творческим потенциалом и непреодолимой тягой к знаниям.

Уговорить ее на интервью было непросто. О своей жизни рассказывает неохотно, славы не любит, заслуги свои не превозносит. «Не стоит преувеличивать свою роль в истории», — с улыбкой отвечает Надежда Павловна в ответ на мою просьбу рассказать о себе для публикации. Но все же кое-что мне удалось узнать.

 

— Надежда Павловна, откуда у вас такая тяга к знаниям? Ведь на протяжении уже стольких лет вы не перестаете с упоением рассказывать о каждой новой прочитанной книге...

— Так повелось еще с детства. Родители мои были учителями в Красивской школе и с ранних пор привили мне любовь к книге. Очень люблю читать. Помню, как зачитывалась до поздней ночи, даже на уроках могла читать, если книга увлекала.

— А почему вы выбрали профессию учителя?

— Учителем я быть никогда не хотела. Даже несмотря на пример родителей. А вообще выбор моего пути был нелегким, я бы даже сказала судьбоносным. Окончила Красивскую школу, где мой отец был директором и решила продолжить обучение дальше. Меня приняли в школу № 5 города Мичуринска. Получила я даже свидетельство токаря первого разряда. После окончания средней школы с серебряной медалью нужно было выбирать свой жизненный путь. Отец посоветовал поступать в Тамбов на факультет иностранных языков, так как к немецкому у меня всегда была тяга и способности. Но в то время все «держали курс» на Москву и Ленинград, вот и мы с подругой решили попытать свое счастье в столицах. По- трясли шапку, вытащили наугад названия университетов. Мне достался МГУ. Так я решилась на серьезный шаг.

Поехала в Москву с мамой и теткой. Этот город я посетила впервые, и очень уж он мне сразу не понравился, даже напугал. Захотелось вернуться обратно, домой. Но родные настояли на том, чтобы я попытала свои силы. Решила поступать на филологический факультет с переводческим отделением. Волнение мое увеличилось, когда один за другим поступающие выходили из аудитории с двойками. Но каково же было мое удивление, когда я услышала результат: тройка и право выхода в следующий тур. Сначала обрадовалась, у меня были все шансы на дальнейшее поступление. Но затем меня охватил непреодолимый страх и боязнь большого города, я попросту испугалась Москвы. Поэтому, не раздумывая, потребовала свои документы обратно. А родным, ожидавшим внизу, объявила, что провалила экзамены. Призналась в содеянном только осенью.

По возвращении домой решила устроиться на работу, вспомнила о полученном когда-то свидетельстве токаря. Но на заводе мне корректно посоветовали подрасти — было мне всего семнадцать лет.

Поэтому почти год пришлось провести с книгой в руках. Потом сестра предложила обратиться в исследовательский институт — там как раз шел набор рабочих. Чтобы не проводить время в безделье, согласилась. Но духом не упала, и на следующий год вновь решилась поступать в Москву.

На этот раз мой выбор пал на институт культуры. Но здесь меня тоже ждали проделки судьбы. Написав успешно сочинение и сдав литературу на пятерку, отправилась на экзамен по истории. Историю я всегда любила, в знаниях своих была уверена. Но то ли от испуга, то ли от волнения, не смогла ответить на заданный вопрос. Долго корила себя за совершенную ошибку, ведь уже за дверью мысли вновь стали ясные и ответ сам собой пришел на ум, а возвращаться было поздно. Но кульминация ожидала меня впереди. Оказалось, что профессор все же поставил мне пятерку по истории, и я числилась в списке поступивших. Но это узнала только через некоторое время, а в тот момент от пережитого вновь захотелось домой, подальше от этого шумного города. Когда узнала про пятерку, долго переживала. А теперь вот считаю, что такова моя судьба. Значит, Бог отвел от чего-то…

Потом работала в технологическом техникуме секретарем, затем там же — в приемной комиссии. А через год уже по традиции готовила документы к поступлению. Теперь уже решила далеко от дома не уезжать и податься в Тамбов. Пыталась поступить в ТИХМ, но с треском провалила экзамен по физике, о чем ни капли не пожалела. Решила попытать счастья в Тамбовском институте культуры. Но, вот совпадение: когда спрашивала дорогу к нему, никто не мог мне ее точно указать, зато каждый прохожий норовил отправить меня в педагогический институт. Вот так я там и очутилась. Подала документы на исторический факультет, с отличием сдала вступительные экзамены. Вот так, наконец, началась моя студенческая жизнь…

— Как вы попали в Гололобовскую школу?

— А в Гололобовскую школу я попала по распределению в 1971 году. Честно скажу, очень не хотела здесь работать. После стольких лет, проведенных в областном центре, жизнь в деревне не представлялась радужной перспективой. Поэтому, надеясь отработать положенные три года, думала вновь пере- браться в город. Но, видно, судьба опять распорядилась иначе.

— Почему вы все же остались в Гололобовке?

— Причин на то много. Во-первых, это недалеко от Красивого, где жили мои родители, которые к тому времени были уже старые и часто болели. Мне приходилось иногда чуть ли не каждый день ходить туда пешком.

А вообще мне запомнился случай из моей учебной практики. Это было в первый день работы. На последнем уроке у пятиклашек один из мальчишек робко поднял руку и спросил: «А когда вы от нас уедете?» Ошарашенная таким вопросом, я спросила, почему его это интересует. В ответ он сказал: «А от нас все уезжают…»

Глубоко запал в душу мне этот урок и вопрос пятиклассника. Ведь, действительно, в сельских школах учителя надолго не задерживались. Отрабатывая положенные сроки, они старались вырваться в город, где было больше возможностей и перспектив. А каково было ребятам?.. Предлагали мне потом работу в техникуме, брали в райком комсомола секретарем, но я не согласилась. Даже от предложения стать директором школы отказалась. Лишь в 1978 году стала завучем и проработала в этой должности ровно 30 лет. Не люблю большую аудиторию и выступать не люблю. Признаюсь, я немного трусовата и сразу теряюсь на публике. В шутку всегда говорю, что боюсь на свете больше всего только трех вещей: крыс, гололед и пробовать пальцем утюг...

— Какая из наград, которых у вас немало, вам наиболее дорога?

— Не могу сказать определенно. С каждой наградой связаны приятные воспоминания. Вот, например, грамота «За лучшую детскую рукописную книгу». Это мы с моими маленькими помощниками собирали материал о селе. Нам удалось найти много информации о Гололобовке и скомпоновать ее в единую книгу, которую мы красочно оформили. Сотрудничали тесно с музеем, который раньше был здесь. Раздобыли много ценной информации о Великой Отечественной войне после общения с ветеранами. Ребятам всегда интересно изучать старину, особенно не по книжкам, а из уст бывалых людей. И очень жаль было, когда музей закрыли, а еще больше жаль весь раритетный материал, который бесследно пропал после его закрытия — ребята потратили немало усилий, чтобы собрать его.

— Надежда Павловна, а хотели бы вновь вернуться в школу, ведь вы не так давно вышли на пенсию?

— Сейчас школа уже другая, не такая, что была раньше. Очень много лишней писанины и рутинной работы. Намного больше, чем интересных занятий с учениками. И вообще, жизнь нынче не такая, как раньше, нет былой слаженности и сплоченности. Да и подустала я за это время. Считаю, что заслуженный отдых — это моя лучшая награда.

— А не поделитесь ли вы своими планами на будущее?

— Особых планов не строю, буду жить как жила. Могу только сказать, что с выходом на пенсию мое личное самообразование не заканчивается. Надеюсь в скором времени перечитать историческую литературу, наконец «разложить по полкам» и осмыслить все происходящее. А вообще в мире еще так много всего неизведанного.

— Какой совет, как опытный наставник, вы хотели бы дать своим ученикам?

 — Я хочу пожелать ребятам, чтобы они никогда не падали духом и не сдавались ни перед какими преградами. Когда-то давно я вычитала замечательные фразы, осмыслить и понять которые желаю каждому: «Никогда не бывает так плохо, что не было еще хуже» и «Судьба никогда не посылает человеку больше того, что он сможет вынести»…

 

Фото из архива автора.

Автор: 
О. Свешникова.
Читайте также:
Наверх