Лента новостей
Статья2 июня 2015, 17:17

Увлечение, ставшее судьбой

Ловлю себя на мысли, как часто мы восхищаемся достижениями малоизвестных нам учёных, врачей, деятелей культуры, внёсших весомый вклад в развитие той или иной отрасли, не подозревая о том, что таковые могут быть и в своём родном Отечестве. Более того, жить рядом с нами.

ДЛЯ автора этих строк, к примеру, стало приятной не­ожиданностью известие о том, что наш земляк, выпускник Никифоровской средней шко­лы Анатолий Иванович Сдви­жков многие годы являлся ге­неральным директором Все­российского научно-исследовательского института «Сиг­нал» — одного из ведущих НИИ оборонной промышленности страны. Впрочем, в силу определённых причин не зна­ли об этом до поры до времени и его самые близкие родственники, проживающие в рабочем посёлке Дмитриевка. А решились они рассказать о своём брате-учёном, скончавшемся после продолжительной болезни 3 июня прошлого года, чтобы почтить его светлую память.

Таким он парнем был

По воспоминаниям родных, конструированием Ана­толий увлекался с детства. Его рабочий стол всегда был завален «железками», из которых он время от времени что-то мастерил. Поэтому родителей не удивило желание сына по­ступить в Рязанский радиотехнический институт, который он в 1968 году успешно окончил.

Новоиспечённый специалист получил направление во ВНИИ «Сигнал» в город Ко­вров Владимирской области. Начал свой трудовой путь на предприятии простым лаборантом. Благодаря своим знаниям, высокой работоспособности, целеустремлённости, умению чётко спланировать и организовать свой труд и труд подчинённых, дорос до генерального директора.
С самого начала трудовой деятельности А.И. Сдвижков активно занимался разработкой, испытаниями и освоением в серийном производстве на­вигационных систем для на­земных подвижных объектов специального назначения. Под его руководством и при его непосредственном участии разработаны и освоены в серийном производстве навигационные системы «Ква­драт», «Квадрат-1», «Тигель», ТНА-3, ТНА-4, 1Т 125 и другие. Данными системами были ос­нащены свыше 60 типов бронетанковой техники, зенитно-ракетные комплексы «Куб», «Бук», зенитно-самоходные установки «Шилка», «Фаль­цет», комплексы «Ока», «Ока-У» и другие.

Будучи главным конструктором средств навигационно-геодезического обеспечения, А.И. Сдвижков руководил ра­ботами по этой тематике. Являлся постоянным членом Совета главных конструкторов при Московском институте теплотехники по комплексу «Тополь-М». Распоряжением Правительства был назначен членом Государственной ко­миссии по комплексам «То­поль», «Тополь-М» и «Ярс».

Последние разработки навигационных систем, выполненные под его руководством, сориентированы на глубокое взаимодействие с космической навигационной составляющей «ГЛОНАС», позволяющей расширить тактические возможности пользователей навигационных систем, повысить их точность и удобство в эксплуатации.

О трудовых и научных до­стижениях Анатолия Ивано­вича Сдвижкова свидетельствуют заслуженные награды и почётные титулы. Он — лауреат Государственной премии, действительный член Акаде­мии навигации и управления движением. Удостоен званий «Лучший изобретатель Влади­мирской области», «Заслужен­ный машиностроитель РФ», «Заслуженный изобретатель РСФСР».

Несмотря на ответственный пост и большую занятость на работе, Анатолий Иванович находил время для общения с родными. После смерти отца, участника Великой Отечест­венной войны Ивана Василь­евича Сдвижкова, всю жизнь проработавшего учителем черчения и рисования в Ни­кифоровской средней школе, помогал матери поднимать младших сестёр. Был заботливым и любящим супругом, отцом и дедушкой своим жене, дочери и двум внукам.
Жаль, что говорить о на­шем выдающемся земляке приходится в прошедшем времени.
Судя по его творческому потенциалу, он бы ещё многое сделал для укрепления оборонной промышленности сво­ей страны. Но и то, что успел воплотить в жизнь Анатолий Иванович Сдвижков и возглавляемый им высокопрофессиональный коллектив разработчиков и исполнителей, неоценимо для отечественных во­оружённых сил, которые, благодаря им, пополнились новой уникальной техникой.

Экскурс в историю

Для того чтобы получить представление о деятельности ВНИИ «Сигнал», обратимся к истории его создания. Всероссийский научно-исследовательский институт был образован приказом министра оборонной промышленности СССР Д.Ф. Устинова в апреле 1955 года в г. Коврове Вла­димирской области. За 60 лет своей научно-производственной деятельности «Сигнал» стал одним из ведущих на­учно-исследовательских ин­ститутов оборонной промышленности страны.

Предприятие является од­ним из основных разработчиков систем наведения и стабилизации вооружения ракетной, артиллерийской и бронетанковой техники, боевых вертолётов и кораблей ВМФ в России. Большинство наиболее из­вестных объектов вооружения («Тунгуска», «Панцирь-С», «Смерч», «Мста-С», «Ураган» и другие) оснащено системами, разработанными специалистами института. Создан­ные ими в последние годы частично-регулируемые следящие приводы, статические высоковольтные преобразователи, управляемые опорно-поворотные устройства обеспечивают качественный скачок технических характеристик не только военной, но и гражданской техники.

Являясь головным предприятием по разработке си­стем навигации для наземных подвижных объектов, институт разработал и внедрил более 20 модификаций средств на­ви­гационно-геодезического обеспечения, которыми оснащены более 70 видов подвижных объектов, в том числе мобильные объекты комплексов «То­поль», «Тополь-М», «Ярс», «Искандер», «Пан­цирь-С», «Пан­цирь-С1», «Ма­шина-М», «Монолит» и многие другие. Силами предприятия были разработаны комплекс машин управления огнём ар­тиллерии ВДВ «Реостат», комплекс автоматизированного уп­равления огнём «Капустник-Б».

Важное место в деятельности института занимают также разработка и проектирование гидроприводов, гидрообъёмных трансмиссий, гидравлических систем управления и различной гидроаппаратуры, используемой на военных и гражданских объектах.

Многие из названных вы­ше современных боевых комплексов приняли недавно участие в военном параде в Мо­скве, посвящённом 70-ле­тию Великой Победы, и вызвали у россиян чувства гордости и восхищения. Их демонстрация в очередной раз показала миру, что наш бронепоезд хотя и стоит на запасном пути, но в случае необходимости может быть использован для защиты своей страны. Для этого и трудятся в научно-исследовательских институтах такие та­лантливые учёные и разработчики, как наш земляк Анатолий Иванович Сдвижков, воплотивший юношескую мечту в дело всей своей жизни.

Фото из семейного архива

Автор:Людмила Юркова