Лента новостей
Статья10 февраля 2015, 16:17

В боях под Старой Руссой

Во время Великой Отечественной войны из села Сабуро-Покровское на защиту Родины были призваны 377 жителей. 145 человек пали смертью храбрых на полях сражений. Остальные, пройдя нелёгкими фронтовыми дорогами, возвратились домой. В их числе и ветеран Пётр Тимофеевич Ерёмин.


С Поволжья — на Тамбовщину


Герой нашего повествования родился 27 июля 1924 года в селе Журавлиха Иван­теевского района Саратовской области. Кроме Пети в семье было ещё трое детей: старшая сестра Пелагея и младшие — Анна, Мария. Кресть­янская закваска неграмотных родителей Тимофея Афанась­евича и Дарьи Семёновны позволила с малых лет привить детям любовь к труду, чувство справедливости и ответственности в любых си­туациях, уважение к старшим. Эти наказы Пётр и его сёстры пронесли через всю жизнь.

– 1933 год оказался очень тяжёлым для населения Поволжья. Из-за продолжительной засухи наступил сильный голод. Малыши наравне со взрослыми собирали колоски в поле. Дома у нас кушать было нечего. Отчётливо помню, как из детского сада, который я в то время посещал, приносил кусочек хлеба для моих домочадцев, – рассказывает Пётр Тимофеевич.

В хозяйстве Ерёминых имелись лошадь со стригуном, корова, овцы, другая живность. Всю скотину изъяли в период коллективизации. Хозяйка дома, отдавая по­следнюю кроху детям, начала пухнуть с голода. Глава се­мей­ства принимает решение о переезде в другую область. Отправившись на разведку, Тимофей Афанасьевич прислал письмо, в котором со­общил о том, что он остановился в Сабуро-Покровском. Именно туда он и приглашал семью на место дальнейшего проживания. Как предполагает сегодня П.Т. Ерёмин, скорее всего, данное село было выбрано не случайно: отца привлекли железнодорожная станция, расположенная вблизи населённого пункта, огромный раскидистый сад, живописный пруд. Здесь, на Тамбовщине, поначалу Ерё­мины скитались по квартирам. Затем две зимы, до 1936 года, жили в вырытой землянке. В лютую стужу согревала русская печка — на ней ребята спали, а также проводили большую часть времени, когда на улице было всё завалено снегом. После этого многодетной семье выделили собственное жильё. Казалось, что жизнь, после долгих скитаний и серьёзных испытаний, пусть и понемногу, но стала налаживаться. Вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз разрушило все планы на счастливое будущее семьи Ерёминых.

Военные дороги гвардии сержанта Ерёмина

Пётр успел окончить 6 классов местной школы. По­том стало не до учёбы, надо было помогать родителям. Ловкий, смышлёный парень брался за любую работу. С начала войны, как и миллионы советских людей, ковал победу в тылу. Неимоверными усилиями и тяжёлым трудом.
На фронт 18-летнего Пе­тра призвали в августе 1942 года. Первое боевое крещение П. Ерёмин получил на родной земле. Дело в том, что эшелон с тамбовскими солдатами подвергся немецкой бомбёжке на станции Кочетовка. К счастью, в него не попало ни одной бомбы, и бойцы двинулись дальше.

Десант новоиспечённых воинов высадился в городе Покров Владимирской области. В здешнем лесу сразу занялись сооружением деревоземляных строений для расположения части: рыли котлованы, таскали брёвна. Основы военной подготовки Пётр усваивал уже на станции Сурок в далёкой Марийской АССР. Через три месяца упорных занятий пытливого юношу назначили командиром отделения.

В декабре 1942 года наш земляк попадает в Горохо­вецкие лагеря Горьковской об­ласти, созданные в 1928 году как артиллерийский полигон. Это место формирования 43-ей гвардейской Латышской стрелковой дивизии, в составе которой до самого окончания войны прослужил Пётр Тимо­феевич. Прошёл обучение на курсах младших сержантов, а 23 февраля, в день рождения Советской Армии, он принял присягу. Через месяц был переброшен под Старую Рус­су Новгородской области, где на протяжении длительного времени шли ожесточённые бои.
Сделаем небольшой экскурс в историю. 43 гвардейская Латышская дивизия считалась одной из самых геройских на Северо-Западном фронте. Её бойцы отличались недюжинной выдержкой, му­жеством и отвагой.

С осени 1941 года немцы плотно держались за районный центр Демянск Новгородской области, глубоко вклинивавшийся в линию нашего фронта. Так называемый образовавшийся «Демянский котёл» стал для врагов стратегически важным плацдармом для удара в самое сердце советско-германского фронта. Это место прикрывало южное крыло всей группы фашистских армий «Север» и при успешном стечении событий, по замыслу германского руководства могло быть использовано для наступления на Москву. Немецкие военные инженеры успели использовать болотистую и лесистую местность в качестве мощного плацдарма, настоящей крепости протяжённостью с запада на восток порядка 80 километров.

Бои за Демянский плацдарм бушевали в течение 17 ме­сяцев. В новгородском же на­правлении кровопролитные сражения продолжались вплоть до 13 января 1944 года. В ходе непрекращающейся стрельбы и бесконечных взрывов силы личного состава были сильно истощены, ослабленная дивизия несла огромные потери. Пре­восходство врага было в артиллерии, авиации, в количестве солдат. Но у советского воина-освободителя имелись ни с чем не сравнимые преимущества — крепость духа и вера в Великую Победу.
Весенняя мартовская распутица 1943 года, которую и застал Пётр Тимофеевич, сильно затрудняла ведение боевых действий. Советским воинам приходилось создавать позиции с помощью специальных насыпей, а отдыхать — на сколоченных плотах. Этот этап стал одним из самых тяжёлых на пути славных бойцов 43-ей дивизии.

– Меня назначили командиром 5 отделения 3 взвода, располагавшегося во второй линии обороны. В моём непосредственном подчинении бы­ли солдаты разных национальностей: русские, казахи, евреи, латыши. Ситуация приблизилась к такому напряжению, что боевые действия ограничивались только вылазками отдельных групп и ведением разведки. Опасность, смерть подстерегали нас на каждом шагу. Однажды ночью мы ползком отправились на ответственное задание. То ли по неосторожности, то ли из-за неоправданной бравады без всякого приказа казах Бат­рутдинов внезапно выстрелил. Буквально через минуту от­ветная вражеская пуля сразила его. Тяжёлую рану в груди санитар Барышев перевязал, но по дороге в расположение наших войск, когда раненого тащили на плащ-палатке, он скончался от потери крови, — с болью в сердце вспоминает ветеран.

В составе родной дивизии Пётр Тимофеевич участвовал в преследовании отходящего противника. Болотистая местность, ледяная вода – именно в таких нечеловеческих условиях воевали бойцы на подступах к Старой Руссе — сильно подкосили его здоровье. Левая нога распухла так, что двигаться самостоятельно он не мог. В госпитале №3826 ему сделали операцию, к счастью, ногу врачам удалось спасти. После 2-месячного лечения сильно ста­ла беспокоить боль в правой ноге. И снова эвакуационный госпиталь №4950. На этот раз обошлось без операции. После выздоровления П.Т. Ерёмина отправили на курсы младших лейтенантов, которые он успешно закончил.

Счастливая весть о Ве­ликой Победе застала гвардии младшего лейтенанта, командира взвода автоматчиков Ерё­мина на латвийской земле.

– Местное население встречало нас охапками цветов. Не было предела их и на­шей радости от того, что наступил счастливый и светлый день, которого все мы так долго ждали, – продолжает Пётр Тимофеевич. – До августа 1946 года я находился в составе морской ко­мендатуры города Таллин, патрулировал улицы для поддержания порядка.

После войны фронтовик, по его признанию, осуществил давнюю мечту – выучился на шофёра. Многие годы он добросовестно крутил баранку автомобилей разных марок. До 1985 года, когда наш герой ушёл на заслуженный отдых, трудился водителем автобуса, перевозил школьников, студентов по району, области и другим городам.

Почти полвека в любви и согласии прожил с супругой Татьяной Васильевной, умершей в 2003 году. Ерёмины до­стойно воспитали двоих сыновей.

Летом прошлого года Пётр Тимофеевич широко отметил свой 90-летний юбилей. На торжество собрались представители местной и районной властей, самые родные и близкие для ветерана люди — дети, внуки, правнуки, единственная оставшаяся в живых сестра, приезжавшая из Казахстана. Такие моменты жизни для него особенно дороги и ценны.

Несмотря на свой солидный возраст, П.Т. Ерёмин проживает один, он бодр, энергичен, отличается ясным умом и твёрдой памятью. Здоровья вам, дорогой Пётр Тимо­фе­евич, ещё на долгие годы и низкий поклон за Великую Победу!


Автор:Вера Попова