Лента новостей
Статья5 октября 2011, 11:30

В гармонии цифр и цветов

МЫ договорились встретиться с учителем математики Инжавинской средней школы Еленой Викторовной Авдашиной в одно из образовавшихся «окон» между занятиями. Поднимаюсь на второй этаж. Только что прозвенел звонок с урока. Из открывающихся дверей вываливается шумная толпа ребят с ранцами и портфелями. С наступлением осени школа вновь ожила. Тут и там раздаются звонкий смех, непонятный шум, топот спешащих детских ног. Все это сливается в один монотонный гул, создавая впечатление муравейника и пчелиного роя одновременно. Нахожу нужный класс. Там оказывается тихо и спокойно. Пятиклассники еще не вернулись с урока физкультуры. Елена Викторовна взамен выпустившихся в этом году ребят приняла детей, окончивших начальную школу. Только сразу начать беседу нам не удается. Запыхавшиеся и раскрасневшиеся мальчишки и девчонки после физической нагрузки подтягиваются к классу по одному. А классный руководитель ждет их для того, чтобы развести по кабинетам иностранных языков. Первые школьные дни, и ребята еще не ориентируются в большом здании Инжавинской школы, потому что они раньше занимались в другом корпусе. За неделю до первого звонка Елена Викторовна пригласила родителей вместе с детьми, познакомила их с кабинетом, со школой. Ребята могли по несколько раз обойти длинные коридоры и хорошенько все запомнить. Как замечает классный руководитель пятиклассников, страх у детей пропал. Да и у родителей теперь, если что, есть все координаты учителя. Они могут позвонить ему в любой момент, естественно, после уроков.
Наконец-то все ее ученики отправлены в нужные классы, и я спрашиваю эту очаровательную женщину, почему она выбрала профессию учителя, и именно математики.
- Я закончила вторую инжавинскую школу. Все семь лет, с пятого по одиннадцатый класс, училась у замечательного учителя математики Ивана Петровича Конева, - поясняет педагог. - Он был очень строгим преподавателем, но сумел привить любовь к школе и к своему предмету.
Как рассказывает Елена Викторовна, она не любила петь и танцевать. С детства ее заворожил мир цифр. Поэтому, окончив школу, пошла учиться в институт по целевому направлению.
- Иван Петрович меня дождался, ушел на пенсию, оставив мне свое место, - продолжает Елена Авдашина. - Педагогом я работаю 21-й год - девятнадцать - во второй школе и вот уже третий год здесь. Все это время была математиком, никуда не уходила, и в трудовой книжке есть только одна запись: «Принята на работу в Инжавинскую среднюю школу № 2…»
Да, действительно, не каждый из нас может похвастаться таким постоянством. Тем более, чтобы быть учителем, нужно иметь не только институтские знания, но и природную искренность, добродушие, я бы даже сказала, лучезарность. Дети всегда тянутся к тем взрослым, которые видят в них личность и уважают их мнение. Всеми этими качествами обладает Елена Викторовна. Не зря коллеги, родители и ученики выражают ей свою симпатию и признательность, в результате ей уже второй год присуждается звание «Народный учитель Тамбовской области».

В ХОДЕ беседы разговор неизменно возвращается к бывшим выпускникам. Всего в ее практике - два полных выпуска. Были и другие классные руководства, только приходилось уходить дважды от ребят в декретный отпуск.
- А тем, первым мальчишкам и девчонкам теперь уже больше тридцати лет. Мы собирались на вечера встречи, когда еще была 2-я школа, - рассказывает Елена Авдашина, - только сюда они приходить отказались. Говорят, здесь стены чужие. А последний выпуск был очень шустрым, - продолжает народный учитель. - Они могли выйти из класса и, переходя в другой, хором запеть песню, на что с недоумением сбегалась чуть ли не вся школа. Ребятки были очень дружные, хорошие и душевные, несмотря на разный уровень знаний . В любом случае, вредных не было.
В девятом классе к нам пришли дети из Терновской школы, в десятом мы были опять с новыми вливаниями. И к выпускному классу у меня получилось так: восемь деток, которые шли со мной с пятого класса, восемь - из Тернового, восемь - от другого учителя. Причем все они сразу сплотились и не делали между собой каких-либо различий по классам, школам и так далее.
- Кто-то из учеников пошел по вашим стопам, как некогда вы за своим наставником?
- Дело в том, что сейчас мало ребят идет в педагогику. В этом выпуске с очень хорошими математическими знаниями был Сергей Ганин, кстати, неоднократный участник и победитель различных математических конкурсов и олимпиад районного и зонального уровней. Его с пятого класса увлек этот школьный предмет, затем еще прибавилась информатика. Так вот он поступил в ТГТУ на факультет, связанный с этими предметами. Естественно, от педагогики это далеко. В основном класс был гуманитарный.
Ребята определились все. Восемьдесят процентов поступили в высшие учебные заведения, двое ребят поступили в училище МЧС, двое - в строительный, остальные в педагогические, медицинские училища. Основная масса выбрала ТГУ и ТГТУ.
Словно в подтверждение всему вышесказанному, открылась дверь, и вошли два бывших ученика Елены Викторовны.
- Вот они, мои выпускники, - радостно встретила ребят учительница. - Это Ксюша Завистяева, училась у меня с пятого класса, принимала активное участие во всех школьных мероприятиях, теперь учится на журналиста. А это Ванечка Корабельников, он пришел к нам уже в девятый класс, но очень быстро влился в коллектив, так что второго сентября о нем можно было сказать - «наш парень». Ваня - студент ТГТУ, учится на инженера автотранспортного производства.
Видно, что все рады встрече, думали друг о друге. Начинаются бурные воспоминания школьных дней. Молодежь говорит о своем, о ярком и запомнившемся. Как сажали деревья в честь выпускников, как ездили на экскурсию в Тарханы, как ходили в «ночное» вместе с родителями, и как там же ребята решили пойти купаться в полночь, всполошив при этом родителей и заставив волноваться классного руководителя. Говорили обо всем с улыбкой, задором и явно чувствовалось, что в этом диалоге учителя и его выпускников, я была лишней. Не будь там корреспондента, ребята обязательно обнялись бы со своей Еленой Викторовной, и не было бы никакого смущения, явно проявляющегося в моем присутствии.
- В каком классе вы пели «Молочник»? - со смехом спрашивает учительница.
- Ой, не будем об этом, - смущается и заливисто смеется Ксения. - Это было очень давно…
Прошу: «Ребята, расскажите о Елене Викторовне, какая она?»
- Елена Викторовна очень хорошая, - говорит Ваня.
- Можно сказать, вторая мама, - добавляет Ксюша. - Ей можно рассказать даже о том, о чем родителям не всегда скажешь, пожаловаться, спросить совета, просто поговорить. Кстати, Елена Викторовна, спасибо вам за мою физику…
- Ксения у нас поет, сочиняет песни, стихи. Закончила музыкальную школу, - нахваливает ребят бывший наставник. - А Ванюшка у нас очень хорошо разбирается в компьютерах.
- Был, правда, в конце учебного года и несколько неприятный момент, - продолжает Елена Авдашина. - Практически был сорван урок, дети не хотели воспринимать материал - у них на уме уже был выпускной, а не учеба. Поняв это, я ушла в учительскую, где сидела с обидами и со слезами на глазах. Но через какое-то время ребята пришли за мной, извинились. Мы вернулись в класс, а там вся доска была исписана признаниями в любви. Какие уж тут могут быть слезы и обиды?

ВОТ такая получилась встреча-фонтан: шумно, ярко, весело, позитивно и неожиданно. О чем еще можно сказать, когда живое общение показало, какой на самом деле передо мной сидит человек. И спрашивать ничего больше не надо. Если вот так, запросто, к тебе тянутся дети, без опаски и осторожности, значит и сам ты открытый, искренний и беззлобный человек. Они это чувствуют и никогда не ошибаются. Значит, наделен человек таким даром - быть педагогом. Согласитесь, не каждому дано. Потому, наверное, многие новоиспеченные учителя, столкнувшись на практике с небывалой психологической нагрузкой, закончив вуз, ищут работу не по специальности.
Цифры, формулы, теоремы… Одна точность и сухость, нет полета фантазии, негде развернуться творческой натуре. Кажется, что и в душе у человека один лишь расчет. Только не у Елены Викторовны. Она обожает выращивать цветы. А «цветочники» все по натуре романтики. Как она сама говорит, цветы - это ее болезнь. В доме и возле него все в цветах, старается, чтобы и в классе было много в зелени.
- Я не могу пройти на рынке мимо заинтересовавшего росточка, которого у меня нет. Я лучше что-то из вещей не куплю, а цветок приобрету. В доме выращиваю в основном зелень не цветущую. А на улице есть все: и альпийская горка, и водоем, и ежики, и грибочки, и фонарики. Все в камушках, а маленький щенок теперь бегает купаться в этот водоем.
Вот так сочетается любовь к сухим цифрам и живым цветам. Все пребывает в полной гармонии, и одно дополняет другое. Оттого мне было легко и приятно общаться с этим искренним и открытым человеком.
Остается только пожелать такой же любви и признательности к ней со стороны родителей и учеников. Новых успехов и открытий.

Автор:Надежда САМСОНОВА