Лента новостей
Статья13 ноября 2014, 10:00

Вспоминая годы фронтовые…..

Прошло шестьдесят девять лет с весны сорок пятого, а память о той трудной дороге, которой шли фронтовики к победе над фашистами, до сих пор отдаётся болью в их сердцах.

Говорят, у войны не женское лицо, да и придумала её не женщина. Но воевать приходилось и слабой и беззащитной. Это будет рассказ обыкновенной русской девушки, каких тогда было много под знамёнами Красной Армии.

Нина Ивановна Бочарова, зенитчица, воинское звание- рядовой: « Я родилась в селе Тютчево, это теперь Петровский район, а тогда Волчковский был. Отец и мать – простые колхозники. Нас четверо ребятишек. Я старшая, а за мной брат и ещё две сестры. Окончила семилетку. Дальше учиться не пришлось. Пошла работать, как и родители, в колхоз разнорабочей. Запомнилась работа на току. Зерно возили тогда на элеватор в Избердей или в Добринку. Бывало, привезём мешки с зерном, да на себе их и таскали. О начавшейся войне узнали по радио. Все окрестные деревни тогда в Шехмань на базар ездили. Никто не верил, что война надолго, всё ждали – вот-вот закончится, одолеем врага. Папа погиб в 1941 году в боях под Москвой. Меня повесткой призвали в 1942 году, осенью. Повезли нас в город Грязи обучать военному делу. Первое время нас там учили стрелять из боевой винтовки, бросать гранаты. Учили оказывать первую медицинскую помощь, изучали мы уставы- дисциплинарные, гарнизонной службы, маскировку на местности. А самым трудным было подняться по тревоге и собраться за пять минут. Портянки учились наматывать. Как же без этого? А потом мы стали изучать устройство пушек, различных военных приборов. Полгода нас обучали, потом отправили под Воронеж, там погрузили на эшелон и направили на фронт. Стоял наш зенитно-артиллерийский полк под Тернополем (Западная Украина). Жили в землянках. Тяжело было, особенно нам, девушкам. Даже воды, чтобы нормально умыться не хватало. И каждый день было страшно. Признаюсь, боялись сильно. Ночью стоишь на посту, темно, вокруг никого, вздрагиваешь на каждый шорох. Подвигов особых мы не совершали, в разведку не ходили, не участвовали в рукопашной, но ежедневно мы отражали атаки немецкой авиации. Самое страшное было тогда, когда немецкие самолёты бомбили нашу батарею. Они делали заходы один за другим, но огонь наших зениток не давал им сбросить бомбы точно на наши орудийные расчёты. Я на слух научилась определять - вражеский летит самолёт или наш. Выжили, пережили, я даже не была ранена. Радость от победы над врагом была всенародной.

Запомнилась дорога домой после демобилизации. Доехали с землячкой Полиной Мартыновой до станции Избердей. Был вечер. Пешком идти далеко. Увидели парня с подводой. Попросили довезти хоть немного. Вот и довёз он нас до Большого Избердея за последнюю буханку хлеба. Там попросились на ночлег к какой-то женщине. Кинула она нам соломы на пол. Утром проснулись, водой побрызгали на помятые юбки, чтобы их разгладить, умылись и в путь, домой. Встретили меня две сестрёнки ( мама с братом на работе были ), а мне и угостить их нечем. Но ничего, главное – вернулась.

Устроилась секретарём в сельсовет, в 1947 году вышла замуж, а в 1952 году переехала в село Петровское. Муж трудился в МТС, потом на базе её возникла « Сельхозтехника». Я в швейной мастерской работала. Троих деток мы родили и воспитали. Сын Александр агроном у меня, дочь Тамара медсестрой работает, а младший Володя строителем. За свою жизнь мне не стыдно».
Я подумала про себя: пожилой возраст лишает человека физической бодрости, социальной активности, свойственной молодости. Одно не отнять у старшего поколения, особенно у прошедших страшное пекло Великой Отечественной войны – характера, внутреннего стержня и жизнелюбия.
Автор:Татьяна Черникова