Вся жизнь ее – в учениках

« Жердевские новости »
62
от
Среда, 7 сентября, 2011 (Весь день)
907
https://top68.ru/sites/default/files/styles/768x474/public/article-images/2011/09/07/top68.ru-vsya-zhizn-ee-v-uchenikakh-4523.jpg?itok=3R4W5EE-

Осенняя свежесть в воздухе уже чувствуется, рябины немного склонились от тяжести сочных гроздьев, листва на деревьях словно машет нам при дуновении ветерка, и один к одному ложатся разноцветные листья под ноги – красивая пора. Пора, напоминающая зрелую женщину, закаленную жизнью, сдержанную в эмоциях, но не утратившую душевную широту, такую, как Лариса Петровна Рыбкина. 

На днях отметившая юбилей ветеран педагогического труда в полной мере может насладиться природой, прогуливаясь по улицам, ей торопиться некуда, она находится на заслуженном отдыхе. И этот отдых она действительно заслужила своим ответственным трудом во имя детей. Лариса Петровна в том возрасте, когда пришло время пожинать плоды своего труда. Можно спокойно посидеть и вспомнить молодые годы, ведь, наверняка, были мгновения в жизни, которые не хотелось отпускать, эти редкие, но счастливые часы или даже минуты и помогали жить, работать, думать о будущем.
... Небольшая опрятная комната, на столе – вазочка с душистыми грушами, с запахом лета. Хозяйка наполняет чашки горячим чаем с шиповником. И начинается наша беседа. Готовясь к встрече с этой уважаемой женщиной, я мучительно соображала, как бы пооригинальней построить разговор? Какими нетривиальными вопросами заинтересовать собеседницу? Как ненавязчиво заставить открыть душу, поделиться воспоминаниями, переживаниями, мечтами? А на деле все оказалось намного проще: нет нужды подбирать ключик к человеку, который и так живет с открытым сердцем. Мне даже заготовленные вопросы задавать почти не понадобилось. Пожилая учительница просто начала рассказ о жизни, людях и любви.
Родителям Ларисы Петровны выпало жить в суровое время. Отец пропал без вести на полях сражений в 1941 году. Матери в одиночку пришлось поднимать на ноги четверых детей. Но она достойно сумела пройти через невзгоды, вырастить их и стать для них примером трудолюбия.
– Мои родители всегда останутся для меня примером, - говорит героиня моего рассказа. - Доброжелательные, трудолюбивые простые советские люди.
К советскому времени можно относиться по-разному. Но, наверное, наиболее объективную оценку здесь может дать лишь тот, кто вчера жил при социализме, кто сегодня живет при недоразвитом капитализме, кто имеет возможность сравнить одно с другим…
– Окончив десятилетку и Борисоглебский пединститут, свою педагогическую деятельность я начала в Алтайском крае, где по распределению работала учителем русского языка и литературы в трех школах, – с упоением продолжает нашу беседу Л. П. Рыбкина.
Здесь же молодой педагог организовывала интереснейшие творческие вечера и самый разнообразный досуг для своих юных подопечных.
– Самое счастливое время тогда было: много ездили на различные экскурсии в Москву, Санкт-Петербург, Волгоград. Нас уважали, хотя мы и не стремились к этому специально. Жили с открытыми дверями, никого не боялись. Да, напряженная жизнь была, но крутилась как белка в колесе и не задумывалась, что может быть иначе. Плюс ко всему прочему всегда свой огород обрабатывали. Как сейчас говорят, экологически чистые продукты для стола выращивали, – говорит моя героиня.
Чем же еще может гордиться учитель, как не своими учениками? Сегодня ученики Ларисы Петровны – самостоятельные люди, у них свои семьи. Но свою учительницу они не забывают, часто навещают, а, встретившись на улице, всегда с улыбкой приветствуют любимого педагога.
– С бывшими учениками постоянно связь поддерживаю, – рассказывает Лариса Петровна. – Многие из них здесь живут, работают. Стали педагогами начальных классов мои выпускники Марина Артемьева, Лена Морщакова, Лена Рыбкина. Теплые воспоминания и о Вале Зеленковой, Геннадии Бредихине, Лене Епихиной, Тане Елагиной. В учениках, озорных и веселых, дисциплинированных и не очень, вся моя жизнь.
Лариса Петровна с удовольствием называет имена коллег, с которыми проработала не один год, которые до сих пор являются частью ее жизни: это Н. М. Евсеевичева, Н. Ф. Трунова, Э. Е. Артемьева, Т. В. Волкова, Р. И. Стукалова, Л. А. Орлова.
– С этими людьми мы шли рука об руку. Много было пережито, много сделано. Очень я благодарна им, что помогли пережить две большие потери в моей жизни – мужа и сына. Говорят, у каждого поколения своя мораль, своя система ценностей. Но некий нравственный стержень должен быть в душе у каждого человека, независимо от того, в какую эпоху ему выпало родиться… – делится наблюдениями Лариса Петровна. – Наши родители были закаленные, сильные, это действительно был образец для подражания. Они не пили, не сквернословили. А сейчас все ниже и ниже падает планка нравственности… Телевидение много вреда приносит. Сейчас по некоторым каналам такую гадость на всю страну показывают! И дети все это видят. А они ведь не защищены еще, сознание у них все подряд впитывает, как губка…
Больше надо профориентационных бесед проводить, чтобы у ребенка уже сейчас была заинтересованность, кем он станет в будущем. Но мы одно детям говорим, а в жизни, что они видят? Мы как-то по-другому воспитаны, нет в нас равнодушия. В наше время такого, чтобы компанией собраться пить да курить, не было. Почему это все так доступно стало для детей? Много надо думать о нравственности. Надо что-то делать, и начинать надо с ребят начальных классов. Они еще нравственно чистые, хорошенькие, общительные, с открытой душой.
Учитель всегда остается учителем. Даже уйдя на заслуженный отдых, Лариса Петровна всегда интересуется жизнью школы, изменениями в системе образования. И, конечно, имеет на этот счет собственное мнение. По моей просьбе Лариса Петровна делится размышлениями о том спорном методе проверки знаний, который получил название единого государственного экзамена…
- Все-таки при личной беседе, особенно во время вступительных экзаменов, преподаватель видит, с кем ему в будущем придется работать, чувствует уровень подготовки абитуриента. А сейчас преподаватель видит только бумажки с результатами ЕГЭ. Как выпускник его сдал, с помощью кого и чего, - неизвестно. Беседуя с абитуриентом «вживую», преподаватель видит, какая у него речь, чем он интересуется, насколько свободно ориентируется в теме. Бумажка представления о человеке не даст. С живыми людьми надо работать по-живому, а не через бумажку.
Родной для героини моего рассказа стала городская школа № 2, работе в которой отдала без малого 36 лет. В свои 80 Лариса Петровна выглядит отлично. Светлая, лучистая, всегда энергична, бодра, подтянута, не сидит без дела: выращивает на огороде картофель и овощи, много читает. Даже есть планы на грядущую зиму: перечитать роман Л. Толстого «Война и мир». И посмотреть на происходящие в жизни главных героев события теперь уже другим взглядом. С высоты прожитых лет.

Автор: 
И. Гуськова.
Читайте также:
Наверх