Лента новостей
Статья7 ноября 2014, 15:07

За верность педагогической профессии

У каждого из учеников русский язык начинается с учителя. В начальной школе это первый учитель, а с пятого класса – учитель русского языка и литературы. В течение многих и многих лет любовь к великому, могучему, русскому языку у учеников Преображеновской школы прививала человек удивительной широты взглядов, замечательный собеседник, талантливый педагог Л. Е. Воронова. Все в этой удивительной женщине удачно сочетается: педагогический талант и собственные высокие нравственные качества. Как бы это банально не звучало, ветеран труда, отдавшая более 40 лет педагогической работе, Людмила Евдокимовна Воронова – учитель от Бога.
Удостоилась ленинской стипендии
За годы своей работы мне приходилось общаться со многими людьми, но интересней собеседницы, чем Л. Е. Воронова, не доводилось встречать. Именно на произведениях великих классиков А. Пушкина, М. Лермонтова, Л. Толстого, А. Чехова, И. Бунина, С. Есенина, М. Шолохова была воспитана моя героиня. Книги в те времена были дефицитом, а интерес к чтению у девушки был огромный, поэтому Людмила брала те книжки, которые изредка покупали старшие сестры, и читала их взахлеб. Как приятно слушать человека с грамотной, хорошо поставленной речью и богатым словарным запасом.
Но обо всем расскажу по порядку. Погожим осенним деньком наше знакомство с Людмилой Евдокимовной, разносторонней женщиной и увлеченным человеком, прошло в ее уютном домике, на окошках которого пестрели хризантемы. Стены одной из комнат украшали фотографии улыбчивых внучат, о которых она может с восхищением говорить часами. Ведь для каждой бабушки ее внуки самые - самые…
Родилась Людмила в 1947 году в одном из рабочих поселков Нуримановского района Республики Башкирия в многодетной семье. Природа здешних мест была просто великолепная: каменистые горы были покрыты роскошной зеленой растительностью. Детство Людмилы было наполнено яркими, незабываемыми моментами. Однажды летним деньком она отправилась с подружками в лес за черемухой. Детвора настолько увлеклась сбором терпких ягод, что совсем не заметила, как из - за густых кустов ельника показалась огромная фигура медведя… Люда вместе со сверстниками на некоторое время оторопела. А затем бросились что есть мочи бежать со всех ног. Неожиданную и довольно опасную встречу с братом нашим меньшим Людмила не забыла и по сей день.
Школа находилась за 30 километров от дома, и поэтому Люде приходилось покидать стены родного дома на неделю и жить в интернате. Было непросто уже с пятого класса жить и учиться вдали от родительского дома. С самого детства девушка грезила профессией учителя, вечерами с куклами часто играла «в школу», за «правильные ответы» ставила им оценки. После окончания средней школы в течение трех лет работала старшей вожатой. Бойкая девушка организовывала для ребятишек различные сборы, увлекательные экскурсии и походы. Впоследствии родители вернулись на постоянное место жительства на свою малую родину, в Бижбуляксий район Республики Башкирия. В 1968 году начитанная и постоянно занимающаяся самообразованием Людмила легко осуществила свою детскую мечту – поступила на литературный факультет Стерлитамакского государственного педагогического института. Самые незабываемые впечатления остались у нее от пребывания в летний период в пионерском лагере «Орленок», который в это же время посещала делегация Кубы, дважды Герой Советского Союза, защищавший Брестскую крепость. Приезжали на отдых якутские пионеры.
Людмила была отличницей в учебе и активисткой в общественной жизни высшего учебного заведения. Провинциальная девушка, единственная в институте, удостоилась Ленинской стипендии в размере 100 рублей. В советское время это было очень престижно.
ПЕРВЫЙ ОПЫТ В интернациональном классе
1972 год. Разгар 27-й научно - практической студенческой конференции, проходившей в Тартуском государственном университете. Людмила вместе с другими студентами была приглашена на семинар и даже выступила на нем с тематическим докладом, который был удостоен высокой оценки со стороны присутствовавшего профессора филологии, известного лингвиста – Юрия Михайловича Лотмана.
– Я была просто в восхищении от происходящего – кругом меня окружали люди начитанные и образованные, – продолжает свой рассказ моя собеседница. – Профессора мне предлагали продолжить обучение в аспирантуре. Но жизнь распорядилась по-иному.
В 1972 году по большой и крепкой любви я вышла замуж, и вскоре в семье появилась дочка Ирина. Семейная жизнь шла со всеми ее трудностями.
Первого опыта работы молодой педагог набиралась в Бижбулякской средней школе.
– Работать было непросто, – вспоминает Людмила Евдокимовна. – Мне довелось преподавать у интернационального класса. Контингент подобрался разный: в классе были чуваши, марийцы, мордва, башкиры и русские. Разговорная речь и темперамент у всех были разные, а тем более опыта у меня совсем не было. Но как бы избито не звучала данная фраза – находила индивидуальный подход к каждому ученику.
Учитель русского языка и литературы сумела зажечь стремление к знаниям своего предмета в учениках не одного поколения. По отзывам учеников – на её уроках всегда очень интересно! Она преподносила информацию легко и доступно, сопровождая каждый урок красочными презентациями, яркими примерами из жизни, шутками и многими другими новшествами в преподавании. Людмила Евдокимовна с большим энтузиазмом отдавалась своей профессии, с воодушевлением делилась своими знаниями по предмету, и не только. Она веселая и в то же время строгая, добрая и одновременно справедливая, требовательна к дисциплине на уроке и к знанию своего предмета. В глазах своих учеников Людмила Евдокимовна стала примером и авторитетом во всём. Она всегда стремилась приобщить учеников к различным олимпиадам и конкурсам, научно-практическим конференциям и другим мероприятиям различного уровня. Благодаря её подготовке, ученики занимали призовые места, узнавали на этих мероприятиях много интересного. И ведь всё это заслуга учителя!
Я с трудом могу представить себе, как много у учителя должно быть жизненной энергии, чтобы хватало на всех: не только на свою семью (в настоящее время у моей героини двое детей, несколько внучат и правнук), родных и близких, но и на вторую большую «семью» – школу. И в этой второй «семье» отдавать большую частичку себя и своей души из года в год! И именно такой и является героиня моего повествования, которая изо дня в день продолжается заниматься самообразованием – на досуге любит слушать классическую музыку, читать книги (у нее в доме хранится великолепная библиотека различных произведений), удается ей и посещать спектакли.
В нынешнем году Л. Е. Воронова ушла на заслуженный отдых. На прошедшем торжественном заседании, приуроченном к профессиональному празднику, в областном драмтеатре ей вручили почетный нагрудный знак «За верность педагогической профессии». И это отличный итог ее многолетней плодотворной педагогической работы.
Автор:И. Гуськова