Лента новостей
Статья30 мая 2012, 14:48

«За все слава Богу!»

19 апреля — очередная годовщина со дня смерти Карагандинского старца преподобного Севастиана. Пять лет он служил в Ильинском храме нашего города…

Умер он во вторник, на Радоницу, а еще накануне вечером присутствовал на службе митрополита Питирима. В 10 вечера беседовал с приехавшим из Мичуринска о. Иоанном. Батюшка был рад, что наш земляк застал его живым: «Успели вы ко мне приехать, а я успел сегодня похристоваться со всеми усопшими и помолиться за них. Вот ведь день какой хороший! Сегодня Владыко помолился и завтра помолится за всех усопших чад. Дожил я до Радоницы. Господь милостив. А усопшим так нужны, так дороги молитвы за них. Я за усопших больше всего всегда молился. И вам, отец Иоанн, завещаю: молитесь за усопших больше всего… За все слава Богу! Слава Богу за все!»

С 1928 по 1933 год, вплоть до своего ареста о. Севастиан служил в Ильинской церкви г. Козлова. Он был приглашен протоиереем Владимиром (Нечаевым). О. Севастиан вел неутомимую борьбу с так называемыми церковными обновленцами. Он поддерживал связь с жившей в рассеянии братией после закрытия в 1923 году монастыря Оптиной Пустыни. Вскоре был арестован протоиерей Владимир (Нечаев), и о. Севастиан взял на себя попечение о его семье, матушке Ольге и детях.

Батюшка не любил немолитвенного нотного пения и хотел, чтобы клирос пел «так, чтобы людям хотелось молиться и плакать». Он по-настоящему заботился о певчих: кормил их, покупал одежду, утешал. Единственное, что не допускал — это употребление ими спиртного.

Между тем к о. Севастиану стали съезжаться сетры по духу, а 25 февраля 1933 года его вместе с инкинями Варварой, Агриппиной и Февронией арестовали и отправили в Тамбов. На одном из допросов он прямо сказал: «На все мероприятия Советской власти я смотрю как на гнев Божий, и эта власть есть наказание для людей». При этом говорил, что нужно молиться Богу, а также жить в любви, только так можно избавиться от этого: «Я мало был доволен Советской властью за закрытие церквей, монастырей, так как этим уничтожается православная вера».

2 июня на заседании «тройки» ОГПУ было вынесено постановление: «Фонина Степана Васильевича (мирское имя о. Севастиана. — прим. авт.) заключить в исправительно-трудовой лагерь сроком на семь лет».

Батюшку постригли и побрили, и когда он в последний раз проходил мимо тюремных ворот, даже головы не мог поднять от скорби.

Несмотря на то, что медкомиссия признала его негодным к тяжелому физическому труду, он был направлен на лесоповал.

Через год его отправили в Карагандинский лагерь, поселок Долинка. Условия жизни заключенных в Карлаге были невыносимыми. О. Севастиан позже вспоминал, что там заключенных истязали, требовали отречься от веры. Но священник был непреклонен. Тогда его направили в барак к уголовникам, глумливо заявив: «Там тебя быстро перевоспитают!» Страшно представить, что делали отморозки с пожилым и физически слабым священником.

Освободили о.Севастиана 29 апреля 1939 года. Перед войной он приезжал на Тамбовщину. Духовные чада, несколько лет ожидавшие его возвращения, надеялись, что он останется в России. Но батюшка, искавший исполнения не своей, но воли Божией, возвратился в Караганду, в тот удел, который был назначен ему Божественным промыслом.

Батюшка был хорошо известен не только в Караганде, но и в разных уголках России. Кто бывал у него, принимал его благословение, тот сохранял добрую память о нем.

В августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском соборе преподобный Севастиан Карагандинский прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских.

Фото из архива автора

Автор:Л. ДОРОХОВА