Лента новостей
Статья31 марта 2015, 08:49

Живая история войны

Когда о человеке говорят, что он прошёл большой жизненный путь, имеют в виду те испытания, которые ему пришлось преодолеть. Вот и на долю Михаила Марковича Судоргина их выпало немало: трудное детство, опалённая войной юность, послевоенное строительство, крушение надежд и идеалов в годы перестройки и ельцинских реформ. Но не сломался, выдюжил и, несмотря на солидный возраст, продолжает занимать активную жизненную позицию. Не зря ему в 2007 году присвоено звание «Почётный гражданин Гавриловского района».

В родном селе Козьмодемьяновка он по-прежнему председатель первичной ветеранской организации, постоянный участник всех общественных мероприятий, почётный гость в школе. И ребята помогают ему: весной посадить картофель, а осенью - выкопать его.

Смотрит Михаил Маркович на «племя младое незнакомое» и вспоминает своё детство. И восьми лет не было, а уже с отцом пахали и засевали единоличный надел земли, а ещё он помнит, как варил кашу у Васенниного пруда. Осенью 1933 года Миша пошёл в школу. Если сказать, что на ногах были лапти, а штаны и рубашка из самотканого холста, мало кто поверит. Но так было. Бедно жилось семье Судоргиных, хотя были и свои радости. Миша с удовольствием отправлялся в ночное пасти лошадей. Да и верхом прокатиться много значило для деревенского пацана. И только с образованием в селе колхозов, жизнь начала налаживаться, появился достаток в семьях и домах.

В 1940 году, окончив семилетку, Михаил Судоргин и ещё четверо козьмодемьяновцев поступают в Кирсановское педагогическое училище, которое готовило учителей младших классов. Но доучиться не пришлось. После первого курса, как раз 22 июня, они пешком шли домой. А в это время в Козьмодемьяновке начался митинг по случаю объявления войны. Участник финской кампании говорил: «Побили финнов, побьём и немца!»

И побили, хотя дорогой ценой досталась Победа! В Козьмодемьяновке почти половина ушедших на фронт мужчин с него не вернулась. Михаилу Судоргину повезло, живым пришёл. Но пота и крови пришлось пролить немало, ведь война - это не только подвиги и героизм, но и тяжёлый труд.

Осенью 41-го Михаил попробовал учиться дальше в училище, но в его группе, как и в других, остались одни девчонки. И он вернулся домой, работал в колхозе «Мировой Октябрь» до самого призыва. Как сейчас помнит тот день - 12 августа 1942 года. А дальше было Коленковское военное училище в г. Рыбинске. Но в городе долго не пробыли. Перебросили курсантов под Кострому. Сами пилили лес, строили землянки, учились миномётному делу и другой воинской науке. С середины 43-го года Михаил Судоргин - на Брянском фронте, в 448 стрелковом полку 108-й стрелковой бригады. Шли позиционные бои у реки Десны. Здесь и ранило его в первый раз, в ногу. Но в медсанбат сразу не пошёл. Позже началось нагноение и пришлось отправиться в медсанбат. В ноябре снова вернулся в строй. А в декабре, уже в Белоруссии, под Старым Быховом ранило вторично. На сей раз рана оказалась серьёзной. Осколок ударил в левую сторону груди, потерял много крови. В госпитале г. Речица пролежал до июня 44-го. Это событие в его личной жизни совпало с мировым: союзники по войне наконец-то открыли второй фронт. К тому времени у наводчика миномёта М. Судоргина на груди уже блестели две медали «За отвагу». Его 556-й стрелковый полк с боями прошёл Смоленскую область и вышел к реке Нарев, на границу с Восточной Пруссией. А далее, окружая Кёнигсберг с юга, вышли к Балтийскому морю.

В декабре 1944-го секретарю комсомольской организации батареи было предложено вступить в коммунистическую партию, на что М. Судоргин дал своё согласие. Примечательно, что кандидатский стаж его закончился 9 мая 1945 года, а 10 мая ему вручили партийный билет, с тех пор М. М. Судоргин с ним и не расстаётся, оставаясь верным идеалам социализма, добра и справедливости.

Но для Победы надо было ещё дожить, ведь в январе 45-го началось всеобщее наступление на Германию. Сталин дал такой приказ: отвлечь немцев из-под Арденн, где в окружение попали американцы и англичане. Миномётная батарея Судоргина за два часа выпустила по врагу 166 снарядов. Стволы раскалялись докрасна. Немцы после серьёзных ударов сдавались в плен целыми группами. К тому же установились морозы до 15 градусов. «Рус + Иван мороз с собой принёс», - говорили немцы. В Восточной Пруссии, а потом и в Германии М. Судоргин, как и его товарищи по оружию, многому удивлялся. Ну, например, улей из соломы. А дымоходы в домах бауэров такие большие, что там коптились целые окорока.

Довелось ему посмотреть и на Варшаву. Столица Польши почти вся была разрушена немцами. После войны с помощью СССР она, как и другие города Восточной Европы, была отстроена. Забыли об этом нынешние польские правители, потому и русофобствуют, с досадой думает теперь М. М. Судоргин.

А о том, что война закончилась и фашистская Германия капитулировала, сержанту Судоргину, стоявшему на посту уже под Берлином (забыл он это местечко), сообщил ни кто иной, как его учитель из Кирсановского педучилища А. А. Жучков. Вот была встреча и радость от Победы! В Германии Михаил Судоргин впервые попробовал кофе и пиво (последнее ему не понравилось и он его не употреблял и дома), научился ездить на велосипеде. У всех было желание поскорее вернуться в родные края и приняться за мирный труд.

Из Германии войска выводили постепенно, на отправку в СССР не хватало эшелонов. И вот до Витебска пришлось назад снова топать на своих двоих. К тому времени рядом с медалями «За отвагу» у М. Судоргина на груди засияли ещё три: две за взятие Кёнигсберга и Берлина и за Победу над фашистской Германией. А домой он попал, как сейчас помнит, 22 марта 1947 года.

В селе даже лошадей не было. И все работы выполнялись вручную. Кто из ведра, кто из лукошка разбрасывали семена по полю. Техника пришла в Козьмодемьяновку гораздо позже. Но никто не сетовал, не брюзжал, трудились от зари до зари, потому и быстро восстановили всё порушенное. Об этом он не уставал напоминать своим ученикам позже, когда стал учителем истории и географии в Козьмодемьяновской школе.

После войны Михаил Маркович - заведующий избой-читальней, чуть позже - на комсомольской работе. Заочно учится в Кирсановском педучилище. А с 1953 года он сначала учитель начальных классов, а потом и старших. Заочно заканчивает Тамбовский пединститут. В школе же повстречал свою первую и последнюю любовь - Зинаиду Николаевну, с которой прожил в добре и согласии почти 50 лет.

Как коммунист с высшим образованием, долгие годы был пропагандистом в парторганизации колхоза «Заветы Ленина», за что имеет немало грамот от райкома и обкома КПСС.

С М. М. Судоргина начался в средней школе и историко-краеведческий музей села. Долгие годы Михаил Маркович вместе с ребятишками по вечерам каждый понедельник ходил по домам стариков, записывал их рассказы о прошлом, о становлении советской власти в селе, собирали документы и вещи. После ухода Михаила Марковича на пенсию музейное дело в школе было продолжено. И сейчас музей села - один из лучших в районе.

Как учитель истории (и географии), Судоргин понимал, что без знаний о корнях своих, о подвигах предков достойным подрастающее поколение не воспитаешь. Эта истина стала наглядней видна в 90-е годы, когда кое-кто даже историю Великой Отечественной войны пытался переписать. Именно поэтому и в классные часы, и во внеурочное время он охотно занимался с ребятишками, объяснял им всю пагубность западной массовой культуры, как мог, прививал любовь к Родине. И, к чести козьмодемьяновцев, ни один призывник не опозорил на службе своих отцов и дедов. А сколько подростков прошло через руки Михаила Марковича - трудно сосчитать. И для всех и каждого он - живой пример, сама история во плоти. Каждый год он в составе комиссии, которая оценивает исполнение учениками строевых песен в день пионерии. Бывает, что и слёзы на глазах появляются при воспоминании, как сам пел когда-то такие песни.

Рассказ о Михаиле Марковиче был бы неполон, если не сказать о его увлечениях. То ли с восточно-прусского улья, но увлёкся он пчеловодством так, что и теперь не бросает это занятие. А ещё он, как и всем известный в районе Н. С. Авдеев, его одногодок, любит разводить овец. Наблюдать, как резвятся ягнята, - приятно глазу и отдых его крестьянской душе.

«Сельские новости», № 15-16 (6244-6245) от 19 февраля 2009 г.
Фото Анны МУРЗИНОЙ

Автор:Наш корр.