Лента новостей
Статья25 ноября 2015, 12:07

Мы пошли другим путем

В 2000 году руководителем Уваровского района был избран Александр Николаевич Бочаров. Он занимал этот пост в течение последующих пятнадцати лет, и 11 ноября текущего года решением конкурсной комиссии вновь был назначен на должность главы муниципального образования. Вскоре после инаугурации мы встретились с Александром Николаевичем и попросили его ответить на несколько вопросов.

- Александр Николаевич, что заставило Вас пятнадцать лет назад участвовать в выборах?

- Я никогда не был карьеристом даже в хорошем смысле этого слова. Мне нравилось и хотелось работать на всех занимаемых мной должностях. Цели стать главой района я перед собой не ставил. Но какое-то время я входил в число депутатов райсовета, год перед выборами возглавлял его, знал ситуацию, складывающуюся в районе, видел существующие проблемы… Губернатор Тамбовщины Олег Иванович Бетин рекомендовал мне выдвинуть свою кандидатуру на очередных выборах. Надо, значит, надо. Я согласился…

- Вы приняли район. Каким он был тогда?

- Непростым во всех отношениях. В этом не виноват мой предшественник: сложности существовали во всей стране. Так же, как и везде, у нас имели место задолженности по заработной плате, "замороженные" договоры. Практически не работали школьные столовые, не на что было приобрести продукты. Кровли учебных заведений не ремонтировались уже 10-15 лет, были похожи на решето. Руководство района имело возможность заниматься только "латанием дыр", а это неэффективное вложение средств. Кроме того, нас буквально разоряло отсутствие газа в сёлах. Объекты социальной сферы отапливались углём, а он был очень дорогим. Поэтому самым большим достижением я считаю газификацию района. Мы полностью провели её в оптимальные сроки - в течение пяти лет. Где-то она не завершена до сегодняшнего дня…

- Знаю, что в некоторых муниципальных образованиях голубое топливо сначала подводилось к личным домовладениям, а здания учреждений, организаций оставлялись на потом.

- Да, но мы пошли другим путём. Однозначно сказали: зажигаем газ в первом доме и одновременно в школе. Надо отдать должное населению. Сельчане не отказались материально поучаствовать в строительстве газопровода. Большое им за это спасибо. Благодаря газификации мы сохранили школы.

- Но всё же они закрывались...

- Об этом нужно говорить отдельно, разбирать каждый конкретный случай. Разве это хорошо, когда в школе учатся трое-четверо ребятишек? Я даже не говорю об экономической нецелесообразности такой ситуации. Ничего хорошего нет в том, что дети находятся в замкнутом пространстве, в вакууме. Не могут общаться со сверстниками, участвовать в массовых олимпиадах, праздниках, соревнованиях. И это в то время, когда неподалёку есть учебное заведение с хорошо оборудованными помещениями, где ведётся большая внеклассная работа, где возможна нормальная социализация ребёнка в большом коллективе и налицо более высокое качество образовательных услуг. Говорят: на автобусах ездить опасно. Так и пешком ходить опасно тоже. К тому же, нельзя говорить о какой-то тотальной ликвидации малокомплектных школ. Сейчас у нас есть учебные заведения, в которых обучаются 10 и меньше ребятишек. Мы не закрываем их, содержим, и пока будем содержать. Кроме того, есть две школы, деятельность которых приостановлена. Закрыть школу легко, а открыть заново очень сложно. Поэтому принимается решение о приостановлении деятельности. В этом случае легче возобновить работу образовательного учреждения. Вдруг через несколько лет демографическая ситуация изменится к лучшему? Вот в Нижнем Шибряе родители двадцати пяти малышей подали заявление на включение их детей в список воспитанников строящегося детского сада. Значит, минимум 25 будущих первоклассников там уже есть…

- Это в Нижнем Шибряе. А где-то в садик ходят менее десяти ребятишек. Вряд ли в таком случае можно говорить о достаточной наполняемости детсадовских групп.

- Согласен. Но пока есть возможность, детсады мы открывать будем. Когда я пришёл к власти, в районе было полтора детсада: один функционировал, а второй нет. Сегодня у нас уже пять учреждений предшкольного образования, вскоре откроем шестое. Нужно думать о будущем села, учитывать, что молодёжь не захочет жить в деревне, где нет детских садов и школ.

- И качественного медицинского обслуживания?

- Именно так.

- Тогда поговорим о ФАПах. Их число не сократилось?

- Нет. Один минус: Верхнешибряйская и Павлодарская больницы переведены в иной статус и теперь не имеют койко-мест для круглосуточного нахождения больных в лечебном заведении. Но есть и плюсы: ФАПы сегодня отремонтированы, в них имеется неплохое оборудование, необходимые медикаменты, позволяющие провести диагностику, оказать качественную первичную помощь населению. Мы, наверное, единственные в области, кто завершил модернизацию учреждений здравоохранения ещё в 2014 году. Важно и то, что теперь во всех ФАПах мы можем осуществлять продажу лекарственных средств. Осталось решить вопрос газификации трёх фельдшерско-акушерских пунктов. Думаю, мы сделаем это в ближайшее время.

- Самая проблемная из всех сфер - коммунальная?

- Была. Остро стоял вопрос водоснабжения. Сейчас ситуация значительно лучше, чем десять лет назад. Благодаря областной программе, в которую мы ежегодно входим, удалось отремонтировать почти все скважины, опустить в них новые насосы, поставить новые фильтры, реконструировать башни. Очередная задача - ремонт изношенных донельзя сетей: он уже идёт. В идеале заботу о содержании всего водного хозяйства должна взять на себя специализированная организация, но… Такая организация приходила в район, но ушла через два месяца. Невыгодно. Населения мало, а протяжённость сетей огромная. Заработать в этом случае не получится. Поэтому сейчас сами жители под контролем сельских администраций собирают средства, необходимые для бесперебойной работы системы водоснабжения.

- Благополучие территории зависит от наполняемости местной казны. Областные дотации и субвенции - это одно. А какова доля собственных средств в районном бюджете?

- Тридцать процентов. Кто-то скажет: не так много. Но это среднеобластной показатель. К тому же, 15 лет назад он характеризовался цифрой 11%.

- Как удалось увеличить процент?

- Начала сильнее работать экономическая составляющая. От урожайности зерновых в 17 центнеров с гектара мы дошли до её величины почти вдвое большей. Причина тому: современная техника, оборудование, новые технологии. Радует то, что сельхозпроизводители поняли необходимость вкладывать средства в дело: ежегодно полмиллиарда рублей тратится на приобретение тракторов, комбайнов, опрыскивателей, удобрений и так далее. Строятся хранилища, позволяющие не продавать продукцию из-под комбайна, за копейки, а выжидать, когда за неё дадут хорошую цену. Расширяется производство, появляются новые рабочие места, растёт зарплата наёмных работников (сейчас в среднем по району около 24 тысяч рублей). Увеличивается прибыль, которую получают хозяйства. А ведь это всё означает рост налоговых отчислений в бюджет.

- 30% собственных средств в бюджете. Можно ли увеличить этот показатель?

- Можно. Продукция, что сейчас нам дают наши хозяйства, удвоилась бы в цене после переработки. Одно дело продавать семена подсолнечника, другое - поставлять на рынок растительное масло и жмых. Так же с мясом, молоком. Сегодня на нашей территории строится мясокомбинат. Строится без помощи области и районного бюджета, только силами предпринимателя. Это несколько затрудняет дело, но работа идёт. ООО "Агросоюз" из Павлодара установило два комплекса: по переработке подсолнечника на масло и по переработке зерна на муку. Так что подвижки в этом направлении есть.

- Не хлебом единым… Как обстоят дела в сферах культуры и спорта?

- Когда руководство района принимало решение о закрытии сельских клубов и организации культурно-досуговых центров на базе учебных заведений, меня далеко не все понимали. Главы сельсоветов, директоры школ говорили: "Зачем нам это нужно? В школах начнётся бардак, бутылки пивные будут бросать и всё такое…". И ничего подобного не началось. А вот праздники, сходы граждан и иные мероприятия стали проходить в человеческих условиях. Не в аварийных холодных из-за отсутствия отопления клубах, а в красивых и тёплых помещениях. И культурная работа развернулась, творческие коллективы из сёл стали чаще приезжать на районные праздники. Что же касается спорта… Наши ребята постоянные участники областных соревнований. Завоёванные ими кубки, почётные грамоты, дипломы сами за себя говорят. А ведь у нас в районе нет спортивных школ… Зато есть люди, которые могут воспитывать достаточно сильных спортсменов. Каждая школа интересна по-своему. В Берёзовке хорошие баскетболисты, в Моисеево-Алабушке замечательные лыжники, в Нижнем Шибряе ребята успешно занимаются спортивным ориентированием… Мы стараемся создавать для школьников условия, позволяющие им заниматься спортом. Ремонтируем спортзалы, есть в районе даже два тренажёрных. Имеем шесть хоккейных коробок. И коробки, и тренажёрные залы - это, большей частью, заслуга неравнодушных людей, наших спонсоров. И тех, кто поддерживает в надлежащем состоянии эти объекты.

- Последний вопрос. Вновь вступая в должность главы района, что скажете жителям?

- Давать обещания не привык. Скажу, что я и моя команда, учитывая накопленный опыт, применяя свои знания, должны приложить все усилия, чтобы жизнь в селе становилась лучше. Ради этого и будем работать.
- Спасибо за беседу.

Фото М.КРАСНОВОЙ

Автор:Олеся Харламова