Лента новостей
Статья23 марта 2015, 11:01

35-я береговая батарея

Передо мной лежит экскурсионный билетв Музейный историко-мемориальный комплекс героическим защитникам Севастополя "35-я береговая батарея". На лицевой стороне - фотография входа в подземную часть, на обороте - план расположения: цитадель, Пантеон памяти, некрополь…

Да, я совсем недавно вернулась из Крыма, помогла туда попасть путёвка в санаторий "Алуштинский", причём - бесплатная, с оплаченной дорогой. Правда, февраль не совсем курортный месяц.

Но это не главное, главное посмотреть, ну как там, в Крыму, за который мы переживали год назад? И вот я здесь. Дорога, переправа на пароме, санаторий, лечение - это отдельная тема. Мне хочется рассказать о том, что меня потрясло больше всего.

15 февраля, а здесь уже весна, обочины дорог увиты цветущими жёлтыми цветочками, начинают цвести деревья, жимолость, хотя ночами ещё морозец. Мы едем в Севастополь, едва успевая посмотреть то налево, то направо. Первая экскурсия по приезде сюда, на 35-ю батарею. Издали - это большой холм, безлесный, желтоватая каменистая почва. Может быть, летом здесь красивее, не знаю. Просторная площадь - место сбора и начало экскурсии. Уже здесь под навесами - машины и орудия тех времён, всё восстановлено, покрашено. Экскурсовод в первых словах говорит о том, что на музей, на его возрождение не потрачено ни копейки государственных украинских гривен, всё - народные средства и средства местных предпринимателей - патриотов, особенно знаменитого Алексея Чалого, героя прошлогодних крымских событий.

На экскурсию я попадаю во вторую группу (в цитадель заводят по 30 человек) и у меня есть минут сорок, чтобы самой что-то посмотреть. Я поднялась по тропинке на бетонную площадку над входом в цитадель - впереди какое-то серое небольшое строение, похожее на дот, но наверху - крест. Я подошла - это часовня, в ней иконы. Горят свечи, играет тихая музыка. Я вошла, перекрестилась, прочла молитву, какую знала. В часовне - пожилой человек, он сметает воск с поставца. Я ещё постояла, перекрестилась и хотела уйти. Вдруг строгий голос: "А свечку поставить? У нас это бесплатно." Вижу справа деревянный столик, не нём свечи и ящик для сбора пожертвований. Я зажгла и поставила свечу, положила свои деньги в этот ящичек, ещё постояла и пошла назад, экскурсия могла начаться без меня.

И вот мы входим, идём по лестницам глубоко вниз, по закрытым переходам, над нами - многометровая толща бетона и камня. Не всё расчищено, ведь батарея была взорвана при оставлении Севастополя. Вот госпиталь, здесь сохранилась даже плитка на полу, на стенах - фотографии, как это выглядело тогда. Вот камбуз, а здесь находились связисты. Вот совсем маленькая каюта, здесь спал командир. Идём по воздуховоду, открытому после восстановления музея - остовы железных кроватей - здесь раненые лежали. При раскопках обнаружили останки солдата с медальоном: Глушенко, его фотография на стене.

Вот развалины просторного зала первой башни. Чтобы огромное орудие стреляло, его обслуживали две тысячи человек! И везде фотографии защитников. У некоторых нет второй даты, они живы до сих пор, но их единицы остались. В последнем зале вся огромная стена в фотографиях. Это после передачи "Жди меня" сюда прислали портреты и защитников Севастополя, и жителей. Мужчины, женщины, дети.

Вышли на свет, впереди ещё посещение Пантеона памяти и некрополя. Пантеон - круглое здание, внутри все стены покрыты списками защитников Севастополя, и каждый искал свою фамилию и находил. Я насчитала семь Крюковых, семь однофамильцев, а может и родных. Внутри ещё одно помещение, входим. Полутемно, в ярком свете круг - в нём живые цветы. Зазвучала траурная музыка, вокруг высветилось поле боя - развороченная земля, разбитые орудия, тела… А над ними - чёрное звёздное небо. И вот звёзды увеличиваются, приближаются, это портреты людей - матросы, солдаты, женщины, старики, дети. Они приближаются и смотрят на тебя вопрошающе: "Ты нас не забудешь?" Потом вместо лиц появляется пламя свечей, вот лиц уже нет, одни свечи. Всё гаснет. Плакали все, даже мужчины. До сих пор неизвестно, сколько погибло в Севастополе, и уже посчитать невозможно.

А с холма у батареи виден новый квартал жилых домов в Казачьем хуторе - весёлые, жёлтенькие. Там получил квартиру мой крестник Андрей, офицер Черноморского флота, но ещё не переехал. Встреча у нас с ним в Севастополе, у памятника Нахимову. Я должна ему передать посылочку от мамы, моей подруги. И экскурсия продолжится по возрождённому городу.

И вообще - ведь Крым то наш! И это уже навсегда.

Фото автора

Автор:р.п Знаменка