Лента новостей
Статья13 января 2016, 09:34

Забери меня, мама!

Старинное деревянное двухэтажное здание, затерявшееся в городской глубине. Тамбовский Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции. Здесь располагаются различные Службы: Служба по устройству детей в семью, Служба кризисной помощи и Служба по профилактике социального сиротства.
Одним из направлений работы Центра является профилактика отказов от новорождённых детей и дальнейшее сопровождение таких семей.


История первая. Нина.

Нине 25 лет. В наш город они с мамой приехали из одной из стран ближнего зарубежья. Живут в съёмной квартире. Девушка работает продавцом в торговом центре. Роман с отцом её будущего ребёнка был стремительным, но, узнав о беременности, мужчина просто исчез. Да и Нина не планировала в ближайшее время становиться матерью. В женскую консультацию она не обращалась, решив, что оставит малыша в роддоме.
- В поле нашего зрения девушка попала на сроке беременности 35 недель. Почувствовав боли в животе, она решила, что рожает, и обратилась в роддом. И уже тогда заявила о намерении написать «отказную», - рассказывает Ольга Васильевна Литвинова, зав.отделением Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции.
Но «тревога» оказалась ложной. До рождения ребёнка оставалось около месяца, когда специалисты Центра всё же убедили Нину встать на учёт по беременности, а, родив, выписаться из роддома вместе с малышом.
- Во многих ситуациях очень важно банально дать женщине информацию о мерах соцподдержки, о возможности воспользоваться помощью волонтёров, а также об особенностях ухода за маленьким ребёнком, - говорит Ольга Васильевна.
Страх неизвестности ушёл. Из роддома Нина вышла с ребёнком на руках. Благодаря поддержке специалистов Центра в будущее она смотрит с оптимизмом.
Вместо. Вместе. Рядом
Эта история – почти идеальный вариант «отказной» ситуации: когда о намерении будущей мамочки отказаться от ребёнка известно ещё до рождения малыша. Обычно, впрочем, бывает наоборот. О том, что роддом женщина покинет одна, она сообщает оторопевшим медработникам сразу же после родов. В таких случаях сотрудники роддома незамедлительно обращаются в органы опеки, а с молодыми мамами начинают работать психологи медучреждения. Убеждают, подбирая верные слова, не отказываться от самого близкого на свете человека. Работа проходит в рамках приказа опеки об открытии случая по профилактике отказа.
Одновременно сигнал о ЧП местного масштаба уходит в Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, специалисты которого и принимают эстафету работы по сохранению ребёнка в семье. Как правило, они начинают действовать, когда незадачливая мамочка ещё в роддоме. Также ведётся работа с родными новоиспечённой мамы – «ресурсным окружением».
- Бывает так, что бабушки и дедушки узнают о своём новом статусе только от наших специалистов, - рассказывает Наталия Молофеева, заместитель директора Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции.

Боязнь реакции родственников – одна из причин отказов. Наряду со сложной жизненной ситуацией, отсутствием жилья и поддержки со стороны отца ребёнка... Подобные причины озвучивают многие мамы-отказницы.
К примеру, девочка приехала в город учиться. Несчастная любовь, разбитое сердце, незапланированная беременность... Родителям признаться страшно. Вот и выводит юная рука заявление об отказе, словно приговор новой жизни...
- Часто, неожиданно для «отказниц», бабушки и дедушки радуются появлению внуков, - говорит Ольга Литвинова. Но тут же добавляет:
- Родственникам, которые готовы поддержать маму, мы напоминаем, что поддержка эта должна быть постоянной. Без упрёков вроде «из-за твоего ребёнка у нас жизнь сломана». Если уж приняли решение – поддерживайте всегда.
Как только специалисты Центра получают положительный результат, предыдущий приказ закрывается и открывается другой - о пренебрежении нуждами ребёнка. Тогда сотрудники Центра могут сопровождать семью на протяжении года. Специалисты помогают наладить взаимодействие с социальными службами, оказывают волонтёрскую помощь. Кроме того, в Центре действует прокат необходимых бытовых предметов: коляска, ванночка, стиральная машинка, холодильник... На безвозмездной основе нуждающаяся семья может пользоваться этими вещами на срок сопровождения. Главное условие – содержание их в хорошем состоянии.
- Наш основной принцип работы с семьями: «Вместо. Вместе. Рядом». Даже если семья в трудной ситуации – им самим нужно стараться выходить из трудностей. Вечного сопровождения не будет, - говорят специалисты Центра.

Не уговорить – убедить

Работа по профилактике отказов от новорождённых детей ведётся Центром уже почти пять лет. В 2011 году специалисты Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции на базе Центра по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей«Ради будущего» прошли обучение по технологии отказов от новорожденных.
- Это непросто, особенно, когда женщина только что родила. Иногда не сразу понятно – решение об отказе у неё продуманное или импульсивное, на эмоциях, - поясняет Наталия Молофеева. – Мы не уговариваем - оставить ребёнка можно только убеждением.
В приоритете – воспитание в кровной семье. Но, увы, такая возможность есть не всегда.
Есть случаи отказа от детей с врождёнными патологиями. Даже у благополучных родителей, в полных семьях.
Если говорить на языке цифр, то, начиная с 2011 года, сотрудниками Центра проведена работа по 84 заявлениям об отказе от новорождённых детей. Примерно в половине случаев маму удалось убедить оставить малыша. Но есть и другие случаи, когда ребёнок остаётся вне семьи.

История вторая. Вероника

Благоустроенная трёхкомнатная квартира. В уютном кресле отдыхает персидская кошечка. На руках у хозяйки – симпатичной ухоженной женщины лет пятидесяти по имени Лариса – маленький йорк. Посадив собачку рядом с персом, Лариса бежит на кухню, готовить чай для дочери. Дочка – Вероника – буквально вчера выписалась из роддома.
- Девочка только после родов, она потеряла столько сил... – сокрушается заботливая мама.
Вот только от новорождённого сына двадцатилетняя Вероника отказалась. И сейчас восстанавливает силы в тёплой постели, попивая целебный чай и рассматривая свой шикарный маникюр.
- Что вы, что вы, - объясняется Лариса с сотрудниками Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции. – Мы ребёнка не потянем. Работаю я одна и неважно себя чувствую. А Вероника не работает. Ещё родственники? У меня есть сын, но у него своя семья, дети, он живёт в районе...
Впрочем, Дмитрий, сын Ларисы, узнав о поступке матери и сестры, устроил дамочкам скандал. И оформил опеку над племянником.
- Родственная опека – случай вовсе не редкий в нашей практике, - говорит Наталия Молофеева. – Иногда детей воспитывают бабушки или тёти и дяди. Так или иначе, заботливая семья лучше детского дома.

Вместо заключения

Специалисты Центра – психологи, педагоги – действуют только убеждением, подбирая ключик к сердцу каждой мамы. В сложных ситуациях женщина зачастую настроена только на трудности и, не в состоянии спланировать будущее, видит в новорождённом ребёнке причину всех своих несчастий. Грамотные специалисты помогают построить жизненный план, тем самым доказывая, что с рождением ребёнка жизнь не заканчивается, а только начинается. И в этой новой жизни – непростой – есть смысл.

Имена героинь – мам-отказниц - изменены
Автор:Юлия Носова