Лента новостей
Статья4 февраля 2016, 13:00

И вы ушли на фронт солдатом

Есть люди, которые по праву олицетворяют целую эпоху в жизни страны. Такими людьми для моего поколения были и остаются участники Великой Отечественной войны.
В детстве мы, играя с друзьями, представляли себя героями, защищающими нашу Родину. Но мы даже в страшном сне не могли представить, как было на войне им, совсем юным, шагнувшим в самое пекло войны со школьной скамьи…

Ларисе Дмитриевне Молотковой было всего семнадцать, когда началась война. В то время она была студенткой медицинского техникума. Её семья жила в подмосковном городе Люберцы. Жизнь не баловала Ларису. Её мама умерла очень рано, когда девочка была ещё совсем малышкой. Отец привёл в дом мачеху, которая Лару недолюбливала, и эта нелюбовь отравляла жизнь девочки. Заботу и ласку она получала только от бабушки, у которой "отогревалась" в буквальном смысле.

Весть о войне всех повергла в шок. Хотелось сразу вступить в бой с ненавистным врагом, который вторгся на нашу землю. Вместе с подругами Лариса обегала все военкоматы, но брать девочек на фронт отказались. "Придёт и ваше время" - таков был ответ. Ожидая, девушки старались вовсю: дежурили на крышах, обезвреживая зажигательные бомбы, проявляли бдительность, выискивая шпионов.

На фронт их призвали в августе. Выдали форму, но она была пошита на мужчин, большого размера. И Лариса отпросилась домой. За вечер бабушка-белошвейка ушила форму внучке по фигуре. Кстати, впоследствии бабушкины уроки шитья много раз помогут Ларисе во время её фронтовой жизни…
Необученные, необстрелянные медсёстры сразу попали в самое пекло. В районе подмосковного городка Клин их часть оказалась в окружении, но из него удалось выйти. Снег в тот год лёг очень рано, было страшно, холодно, а кругом - одна смерть. И бесконечные перевязки, кровь, боль и стоны раненых солдат в медсанбате. Кажется, что от всего этого можно было сойти с ума. Сколько лишений перенесли, особенно в первый год войны, когда было очень голодно, выдавали по 100 граммов хлеба и табак, который полагался всем. И девчонки-медсёстры меняли его у солдат на сахар. В медсанбат попадали и раненые мастеровые солдаты: кто сапожник, кто портной. Шили сапожки медсестричкам из плащ-палаток, форму подделывали…

Военные годы Лариса Дмитриевна не любит вспоминать, слишком много страданий и смертей. С медсанбатом она прошла всю войну - от самой Москвы 1941 года до весенней Праги 1945-го. 4-й украинский фронт освобождал Украину, Бессарабию, Румынию, Венгрию, Чехословакию. И всюду следом за передовыми частями следовал медсанбат.

Во время войны Лариса потеряла много подруг - таких же молодых медсестричек. Они погибли во время боёв, обстрелов, бомбёжек. Сама Лариса Дмитриевна была ранена, тяжело контужена. Во время одной из бомбёжек, выбежав из здания, Лариса вжалась в землю у убитой взрывом лошади. Разорвавшийся снаряд рассёк животное и прошёлся по девушке. До сих пор в её теле - три осколка от этого взрыва.

Боль, кровь, смерть всегда ходили рядом. Но в этом кошмарном времени нашлась любовь, ставшая любовью всей жизни. Знакомство в 1943 году с шибряйским пареньком, 21-летним замполитом-миномётчиком Василием Георгиевичем Молотковым стало знаковым. Через весь ад сражений белокурая Лариса и рыжеволосый Василий бережно пронесли свои юношеские, нежные отношения, заботу, ласку, чтобы 1 мая 1945 года, в день рождения Ларисы, в освобождённой Праге стать мужем и женой, и уже никогда не расставаться.

Все друзья, однополчане были рады и счастливы за них. Однополчанин Василия Георгиевича Константин Куштенко, после войны ставший корреспондентом одной из киевских газет, посвятил Ларисе Дмитриевне стихи. Написаны они были на украинском, а в переводе звучат так:

Вы сиреневой весной родились,
Страна была тогда в разрухе,
Насущным хлебом
все делились
И рады были той краюхе.
И юность ваша - не игра,
А прозвучала вдруг набатом.
Ведь в мире вспыхнула война,
И вы ушли на фронт солдатом.
Фашиста злого победили,
Любовь явилась не кручиной,
И в брак торжественно
вступили,
Связались крепко
с Тамбовщиной.

После победы дивизию вместе с медсанбатом перебросили из Чехословакии на Украину, на борьбу с бандеровцами. В 1946 году Василий отправил Ларису на свою родину, в Нижний Шибряй, а сам продолжил службу начальником штаба полка в Ивано-Франковске.

После всего перенесённого Лариса Дмитриевна не смогла больше работать в медицине: перед глазами стояли людские страдания и боль. Ранения, болезни, военные лишения дали о себе знать. У Ларисы Дмитриевны и Василия Георгиевича не было детей, но их дом всегда был полон ребятишек, которые искренне называли Ларису Дмитриевну мамочкой, открыт для племянников, внуков, а теперь и правнуков. В разные годы Л.Д.Молоткова работала пионервожатой в школе в Нижнем Шибряе, секретарём в суде.

Василий Георгиевич был награждён многочисленными орденами и медалями, в том числе медалью Чехословакии. Сам Людвиг Свобода вручил 24-летнему офицеру медаль с рыцарским мечом. После войны В.Д.Молотков был первым секретарём Уваровского райкома ВЛКСМ, первым секретарём Уваровского райкома партии, долгое время - директором школы. Василия Георгиевича уже много лет нет в живых, но его ученики до сих пор навещают Ларису Дмитриевну.

Вместе Лариса Дмитриевна и Василий Георгиевич прожили 51 год, и эти годы были самыми счастливыми. Лариса Дмитриевна и сейчас с любовью вспоминает своего Васю. Эти воспоминания согревают сердце этой прекрасной женщины, которая никогда ни для кого не жалела тепла своей души. Познавшая в полной мере горе в начале своей жизни, в дальнейшем она была счастлива. И сейчас её окружают дорогие люди, с радостью и заботой приходя в уютную квартиру, где всегда рады гостям. С годами приходит не только мудрость, но и болячки. Но даже они не способны скрыть боевой нрав Ларисы Дмитриевны. Что от того, какую маску надевают на нас прожитые годы? За морщинками - всё та же красавица-девчонка, рвавшаяся на фронт в 1941-м…
Автор:Елена Уварова