Лента новостей
Статья4 февраля 2016, 13:00

И опасна, и трудна

Каждый день и каждый час на дорогах города дежурят те, кого мы называем стражами порядка, а проще говоря - гаишниками. От их работы зависит безопасность дорожного движения и наша с вами жизнь. Ведь только сотрудники ГИБДД могут грамотно разрешить любую, даже самую сложную ситуацию на дороге.

О трудовых буднях стражей дорог, о проблемах, с которыми им приходится сталкиваться, мы решили узнать, что называется, из первых уст, и с этой целью заглянули в отдел ГИБДД МОМВД России "Уваровский". Правда, побеседовать непосредственно с теми, кто несёт свою службу на дорогах, не удалось: день выдался напряжённый, экипажи то и дело вызывались в разные точки. "Территория обслуживания нашего отдела огромная - город Уварово, Уваровский, Ржаксинский, Мучкапский районы, а патрульных экипажей заступает на дежурство два. Вот и приходится работать в напряжённом режиме", - пояснила инспектор по пропаганде Наталия Иванникова. Она и рассказала нам о буднях госавтоинспекторов, благо об этой работе Наталия Семёновна знает всё: сама служит двадцать лет в ГИБДД.

Инспектор ГИБДД всегда на виду. Но чаще всего водители и пешеходы встречаются с представителями дорожно-патрульной службы. Это самое многочисленное подразделение в структуре Госавтоинспекции. Главная задача инспектора ДПС - поддерживать порядок на дорогах. И за время существования этой службы (а ГИБДД в этом году отмечает 80-летие со дня образования) её задача не менялась, как не изменились и три составляющие дорожного движения: дорога, транспорт и человек.

Прежде чем выехать на место службы, инспектор должен прибыть в отдел полиции. Перед началом каждого дежурства производится инструктаж личного состава - так называемый развод, где до инспекторов доводится оперативная обстановка, маршрут патрулирования, обозначаются посты. Затем наряд вооружается и заступает на службу, а водитель патрульной машины ещё и проходит обязательное медосвидетельствование на предмет трезвости - так же, как водители любых других предприятий и организаций, исключений для сотрудников полиции никаких нет. Работа посменная, по восемь часов. Но при осложнении обстановки и в праздничные дни наряды переводятся на усиленный режим несения службы, и тогда дежурство длится уже 12 часов. А если уж случается какая-то экстренная ситуация, то могут по тревоге вызвать и в выходной день, и глубокой ночью. То есть график несения службы хоть и имеется, но фактически рабочий день у сотрудников дорожно-патрульной службы ненормированный.

В течение дежурства инспектору по рации непрерывно поступает оперативная информация. Может прийти ориентировка на угнанный автомобиль или на людей, подозреваемых в преступлении. Даже если совершённое преступление не касается дорожной темы, то инспекторы ГИБДД по возможности также оказывают помощь в задержании преступника. Как пример - недавнее убийство двух женщин в Уварове. Первыми на место преступления прибыли именно госавтоинспекторы. Экипаж ДПС нёс службу, когда к ним подошёл мужчина и сообщил, что обнаружил в соседском доме трупы женщин. Вызвали соответствующие службы, а сами также прибыли на место происшествия и обеспечивали его охрану до приезда следственно-оперативной группы, чтобы никто не затоптал следы. Позже было отмечено, что наряд ДПС действовал очень грамотно и чётко.

Но самая большая морока - оформлять пьяного. Как правило, водители не соглашаются с показаниями алкотестера, тогда их необходимо доставить на полноценную экспертизу в медучреждение. Но и это ещё, как говорится, "цветочки". А "ягодки" в том, что ведут себя под воздействием алкоголя люди по-хамски, грубят, пытаются всячески оскорбить сотрудника полиции. Чего только не слышат в свой адрес гаишники, пока оформляют протокол! Случается, в ход идут не только слова, а и кулаки. И хотя наказание за оскорбление сотрудника правоохранительных органов довольно строгое, а за нанесение телесных повреждений и вовсе грозит тюрьма, это не сдерживает дебоширов. "Самое интересное, - говорит Н.С.Иванникова, - когда такой подвыпивший водила садится за руль - он храбрец, а когда его останавливает сотрудник полиции, от бравады, как правило, не остаётся и следа. На какие только ухищрения не идут, чтобы избежать наказания! Нередко случаются такие ситуации, когда, завидев патруль, чуть ли не на ходу пересаживаются на пассажирское сиденье или меняются местами с трезвым пассажиром, и начинается "спектакль": "А я не ехал!" или "А за рулём был не я!". Благо сейчас автомобили ДПС оснащены средствами видеофиксации, и доказать, кто именно был за рулём, двигался ли автомобиль или стоял на обочине, не составляет труда".

Не отличаются примерным поведением и автоледи. Хотя говорят, что у женщин больше развит инстинкт самосохранения, что заставляет быть более осмотрительными и осторожными на дороге. Но это у трезвых женщин… А дамы, принявшие на грудь перед тем как сесть за руль, ведут себя так же безобразно, как и мужчины: грубят, скандалят. Был такой случай: экипаж ДПС остановил автомобиль, управляла которым нетрезвая барышня. Под воздействием алкоголя дама решила, что этим задержанием сотрудники полиции нарушили её права и вообще неуважительно отнеслись к ней, и пожаловалась своему кавалеру. Тот по звонку немедленно прибыл "на спасение" своей возлюбленной и нанёс телесные повреждения сотрудникам ДПС, выполнявшим свои должностные обязанности в строгом соответствии с законом. Тут хорошо бы вспомнить, как любим мы порой кивать на Европу или на те же Штаты, дескать, вот там порядок! Но в США, к примеру, за подобную выходку хулигану грозил бы немалый тюремный срок, а если полицейский посчитает, что ему угрожает опасность, то он и вовсе вправе применить оружие и лишить жизни нападавшего…

Круглосуточно и в любую погоду - ливень ли на улице или палит солнышко, метёт ли снег или стоят трескучие морозы - наряды ДПС отправляются на дежурство при любых условиях. Но трудности физические - пустяки по сравнению с моральным напряжением. И самое сложное, как признаются сами госавтоинспекторы, не капризы погоды и не ночные подъёмы. Самое сложное - выезжать на аварии, в которых погибли люди. Тут нужно уметь совладать с эмоциями, чтобы грамотно и объективно оценить ситуацию, составить схему ДТП, не упустить ни единой детали, которая поможет в дальнейшем установить причину трагедии и выявить виновного. Ещё труднее общаться с родственниками жертв аварий. Нелегко видеть горе людей, потерявших близких. Ещё горше от того, что порой трагедия произошла по глупости: не учёл дорожных условий при обгоне, прибавил скорость, сел за руль выпив "для куража"… Дорога ошибок не прощает и не терпит беспечности.

Сотни водителей проносятся по дороге перед инспектором каждый день, за смену они составляют по нескольку протоколов о нарушении правил дорожного движения, редкая неделя обходится без ДТП. И каждый человек понимает, насколько важна задача обеспечения безопасности на дорогах, и призваны её решать в первую очередь сотрудники ГИБДД. Однако престиж профессии госавтоинспектора в последние годы, увы, невысок. Низкопробные сериальчики про "ментов", которыми заполонены все телеканалы, также вносят свою негативную лепту. Если раньше фильмы про милицию были направлены на формирование положительного образа человека в погонах, а следовательно и на уважение самого закона, который этот человек в погонах призван охранять, то сегодня наоборот - словно призывают к беззаконию. Как правило, представители правоохранительных органов, и в частности сотрудники ГИБДД, "изображены" в этих "шедеврах" современного кинематографа в весьма неприглядном свете. Для чего ведётся такая пропаганда, а главное - к чему она приведёт?..

Но несмотря ни на что, сотрудники дорожно-патрульной службы продолжают нести свою нелёгкую, но такую нужную всем нам службу на постах и маршрутах патрулирования.
Автор:Татьяна Сиднева