Лента новостей
Статья25 марта 2015, 09:36

Безжалостное крыло войны


Началась Великая Отечественная война. На фронт уходили мужчины почти из каждой семьи. В слезах оставались дома жёны, матери, дети…

До войны мой отец Фёдор Иванович Морунов и мама Пелагея Ле­­онтьевна жили в Москве. Родители получили новую квартиру в начале 41-го и были очень счастливы. Но прожили там мы недолго. Немецкие самолёты стали часто бомбить город. Мама боялась за нас, троих детей (младшему был один год, старшему - девять лет). Пришлось эвакуироваться из Моск­вы. Мама была родом из Тамбовской об­­ла­­сти, сюда и решила вернуться.

Четверо суток мы ждали, когда разрешат сесть в поезд, потому что железную дорогу постоянно бомбили. Уехать из столицы было очень трудно из-за огромного количества бе­­жен­­­цев. Нам помог отец. Он первым побежал к поезду, чтобы занять место в вагоне. Мы тоже бежали, бросая вещи, которые нам мешали. По головам людей мама влезла в вагон, а нас, детей, отец передал через окно. На глазах у папы были слёзы. Я до сих пор помню его прощальные слова: «Полина, береги детей, как бы не было трудно. Я вас люблю. Про­щайте».
Чтобы выжить…
Приехали мы в Тамбов к маминым родным, но пробыли у них всего три дня. Нас, беженцев, собралось три семьи, жить в такой тесноте оказалось невозможно. Мама решила переехать на родину отца в село Варваринка Волчковского района. И вдруг из Москвы от папы пришла телеграмма, в которой он сообщал, что уходит на фронт. Мама решила проводить его. На поезд она попасть не смогла, так как не было билетов, и пристроилась на подножке вагона. Мёрзли руки и три раза её высаживали из поезда. Но всё же она до­ехала до Москвы и была рада, что сумела проводить на фронт мужа. Из столицы она привезла нам тёплую одежду и другие вещи. Их она меняла на продукты, чтобы мы не умерли с голоду. Оставив нас с хозяйкой, мама пошла работать. Часто ездила за горючим в Добринку и Селезни, а помощником ей назначили 12-летнего мальчика.
Однажды в дороге развалилась телега, и бочки упали на землю. В селе Горитово моя мама решила попросить о помощи. Местный кузнец устранил все неполадки очень быстро. Когда она привезла горючее, председатель колхоза сказал ей: «Моло­дец, без ГСМ вся работа остановилась бы». Он велел выдать ей премию - десять килограммов пшеницы.
Неожиданно заболел младший брат Володя. Чтобы спасти сына, мама понесла продавать свой последний халат. Хозяин дома, куда она зашла, дал банку молока и ведро пшеницы, а халат не взял.
Мама работала от зари до зари, косила зерновые - за 40 соток давали буханку хлеба. Она изо всех сил старалась нас накормить. Но хлеб, заработанный таким тяжёлым трудом, Володе не помог. Мальчик умер. Узнав о нашем горе, женщина из села Сомовка взяла нас к себе на квартиру, а мама ушла на трудовой фронт. Копала окопы в Усмани. Когда продукты, что брала из дома, кончились, ходила по сёлам и просила милостыню. Хозяйка квартиры кормила нас, спасала от голода и для нас с братом стала второй мамой.
Мир не без добрых людей
Кончилась война. В Мос­­­кву мы не вернулись, а перее­хали в совхоз «Зеленогайский» Ми­­чуринского района. Ди­­ректор Михаил Михай­лович Курочев дал нам комнату и пять соток посаженной картошки. Труд­ные были послевоенные годы, особенно 1947-й. Вскоре приехал новый директор Николай Фёдо­рович Зотов, выписал нашей семье семенной картофель и выделил участок в 15 соток.
Пришло время убирать урожай. Мама не знала, как привезти с поля домой картофель. И тут подъехал на лошади Иван Фё­­дорович Ерёменко, чтобы помочь. Такая трогательная забота со стороны начальства...
Когда я пошла в школу, у меня не было тёплой одежды, обуви. Пришлось бросить учёбу и устроиться на работу в питомник. Директор узнал о моей проблеме и послал меня в Мичуринск на курсы агролесомелиораторов. После их окончания я стала работать бригадиром, сажала лесозащитные полосы. Вышла замуж за Михаила Ивановича Сергеева, а мама осталась жить с сыном Виктором.
Война не обошла стороной и мою свекровь, Елену Алексеевну Сер­гееву. На фронт она проводила двух сыновей и двух дочерей. Оба сына вернулись с фронта инвалидами. Дочь Ната­ша чудом осталась жива - машина, на которой она подвозила к фронту боеприпасы и отвозила раненых в госпиталь, разбилась. Ма­­рия вернулась с Дальнего Вос­­­то­­ка после капитуляции Японии. Обык­новенная мать, обыкновенные дети. Но именно такие люди победили фашистов.
Из моих родственников погибли на фронте три дяди и отец. Один дядя погиб в Бресте в первый день войны. Разве можно забыть такое?!
Хочется, чтобы мои внуки и правнуки жили под мирным небом.
Сейчас мне 83 года, моему брату - 78 лет. Из пяти человек нашей семьи только мы остались в живых.
В память о муже
В День Победы исполнится шесть с половиной лет, как ушёл из жизни мой муж, инвалид войны. В молодости я писала час­тушки и пела, а муж играл на баяне. Теперь инструмент давно не звучит. Но частушки, которые я посвятила своему мужу и другим фронтовикам, не забыты. Вот некоторые из них.
На фронт милый уезжал,
А мне приказывал:
До приезда моего
Не влюбляйся ни в кого.
У милёнка моего
Рука перевязана.
Он на фронте, я в тылу.
Любить его обязана.
У милёнка моего
Волосы волнистые,
Разлучила нас война,
Фашисты ненавистные.
Моего милёнка ранили,
Ранили в Германии.
Видеть я его хочу,
Любовью раны залечу.
Мой милёночек на фронте,
Он воюет четвёртый год.
Уничтожит всех
фашистов
И с победою придёт.
Милёнок с фронта
приезжает,
Приезжай, милый, скорей.
Я встречать тебя поеду,
Обломаю всю сирень.
Автор:пос. Зелёный Гай