Что такое хорошо и что такое плохо

« Наш вестник »
4
от
Среда, 21 января, 2015 (Весь день)
315

Незаслуженные оценки приносят только вред. В таких случаях нравственный опыт детей складывается с трудом, общепринятые нормы поведения усваиваются медленно, у них нет стимула, побуждающего к хорошим поступкам. А ведь именно оценка взрослого помогает ребёнку осознать, что хорошо в его поступках, а что плохо и почему. 

При оценке поведения малыша надо иметь в виду прежде всего конкретный поступок. Когда тот ведёт себя плохо, нельзя закрывать на это глаза. Очень важно задумываться над причинами, побудившими детей поступать так, а не иначе.

Да и прежде, чем похвалить ребёнка, необходимо учесть мотивы, которые двигали им. Может, он сделал это небескорыстно, потребовал в обмен, например, на игрушку конфету. За что же тогда его хвалить? Оценивая поступок малыша, важно объяснить эту оценку, высказать о поступке суждение.

Выполнял ли ребёнок трудовое поручение взрослого, сам ли заметил, как и в чём нужно помочь старшим, пожалел ли маленького - во всех случаях надо понять, действовал ли он с любовью или равнодушно, добросовестно ли трудился, выполнял ли установленные требования по отношению к сверстникам и взрослым. Поэтому недостаточно сказать "Молодец", "Хорошо". Нужно в простой и понятной форме растолковать малышу, что в его действиях было хорошо, а что ещё не достаёт. 

Родители порой излишне умиляются, если сын или дочь изредка убирает свои игрушки, выполняет поручения, благодарит за услугу. Они чрезмерно расхваливают ребёнка в его присутствии соседям и знакомым. У малыша постепенно воспитываются самомнение, зазнайство, складывается неправильная самооценка. Не пользу, а вред детям приносят незаслуженные оценки. Они обесценивают похвалу, потому что достаются очень легко. 

Но, завершая разговор, надо сказать: только гуманный и оптимистический характер оценок помогает сформировать у детей доброжелательность, вежливость, симпатию друг к другу, ко взрослым, бережное отношение к вещам, любовь к животным и многие другие ценные качества характера.
 

Автор: 
Оксана Ватомская
Читайте также:
Наверх