Лента новостей
Статья28 января 2015, 09:07

Чтобы знали... Чтобы помнили...

Ну что ты можешь помнить?
Ведь ты была ещё мала.
А я хочу не верящим напомнить -
Мне мама память сердца отдала…
Война - слово страшное. Это значит кровь, гибель, инвалиды, исковерканные судьбы. Война и дети - ещё страшнее. Война, дети и концлагерь - это несовместимо с понятием "человечность".

В чём прелесть небольших сёл? Все друг друга знают и всегда подскажут - где живёт нужный тебе человек. Вот и в этот раз, отправившись в село Яблоновец, стоило мне только спросить: "Как найти Татьяну Владимировну Рощупкину?", тут же рассказали и даже проводили до её дома. Пробираясь по заснеженной тропинке, я думала: "А согласится ли со мной пооткровенничать Мария Васильевна Московкина, которая проживает вместе с Татьяной Владимировной вот уже одиннадцать лет". Мои опасения не подтвердились. Мария Васильевна оказалась на редкость очень приветливым и доброжелательным человеком. Только вот беседа была у нас непростой, ведь Мария Васильевна - малолетняя узница концлагеря. Вспоминать события тех лет тяжело. Сама она была очень мала, чтобы понимать, что попала в ад. Но всё, что рассказывала её мама - Анастасия Андреевна, навсегда останется в её сердце.

Из воспоминаний Марии Васильевны: "Я родилась 28 сентября 1940 года в селе Девица Острогожского района Воронежской области. Когда война началась, папу сразу на фронт отправили, оттуда он не вернулся. В июле 1942 года немец занял всё правобережье Дона в районе Воронежа. В оккупации оказалось и наше село Девица. Немцы с первого дня мародёрничали, поубивали всех кур, другую живность. Из хат потащили всё - вещи, иконы, даже ложки, всё, что приглянется. Однажды под дулами автоматов согнали в кучу жителей и погнали из села. Лай овчарок всю дорогу сопровождал нас. В Острогожске немецкий концлагерь был, там находились и военные, и гражданские. Одних держали в бараке на голых досках, других во рву, как мою маму. Кормили плохо. От голода в первую очередь умирали старики и дети. Матери от страха за детей сходили с ума, а дети превращались в маленьких старичков. Мама рассказывала, что у меня не росли ногти, не было волос, на коже гнойнички. Каждый день в лагере был непредсказуем, всегда была опасность подвергнуться наказанию или даже расстрелу. Взрослых на разные работы гоняли, а кто работать не мог - убивали. Сколько моя мама пережила - словами не передать! Это голод, холод, унижение, бесконечные слёзы и страх за мою жизнь. Односельчан наших в разные лагеря отправили. Дядька мой в другом концлагере был. Об этом мы после войны только узнали. Спастись нам удалось чудом. Часть узников готовили к отправке в Германию и уже погрузили в вагоны, но отправить состав не успели. Наши войска прорвали фронт и перерезали железную дорогу. На подступах к лагерю завязалась артиллерийская перестрелка. В суматохе боя пленные открыли двери вагонов и бросились врассыпную. Несмотря на наступление наших войск, немцы преследовали беглецов, стреляя им в спину.

Вернулись мы с мамой в село. Хата у нас, считай, была разломана, ютились в подвале, а по весне стали городить курень. Мама меня соседям оставляла, а сама ходила побираться по окрестным сёлам. А у людей самим есть нечего, но она умудрялась принести то кусочек свёклы, то картофелину добыть. После войны, это уже я сама хорошо помню, в 1946 году голод был. Выжили на одной баланде. Школу я закончила в 1958 году, десять классов. Училась хорошо. Сразу устроилась кассиром в правление колхоза. Вскоре закон вышел, что на своём рабочем месте должны трудиться специалисты с соответствующим образованием. Так от нашего колхоза имени Коминтерна меня направили учиться в Воронежский сельскохозяйственный техникум на отделение бухгалтерского учёта. В 1961 году вышла замуж, через год родился сын мой Коленька. С мужем жили мы душа в душу. Мамочка моя всегда была со мной рядом. После утраты её и мужа переехала жить к свахе в Яблоновец. Сын со своей семьёй живёт и работает в Липецке. Радует своими успехами внучка, которая сейчас стажируется в Америке. Я довольна своей жизнью".

Чтобы знали… Чтобы помнили…Это - не пустые слова. Меня потрясла история Марии Васильевны, ведь часто, говоря о войне, мы вспоминаем о героях войны, великих сражениях, но крайне редко - об узниках концлагерей. Низкий поклон им за выстраданное детство, за то, что выжили, несмотря на жестокие испытания.
Автор:Таттьяна Черникова