Лента новостей
Статья28 мая 2012, 10:22

Дай руку, малыш!

Одним из главных препятствий к тому, чтобы тысячи детей, оставшихся без попечения родителей, вновь обрели семью, являются мифы и стереотипы, прочно обосновавшиеся в общественном сознании. Они пугают, заставляют опустить руки или, наоборот, смотреть на проблему сквозь розовые очки. Хотелось бы помочь потенциальным приёмным родителям или опекунам отличить мифы от реальности.

ДЕНЬГИ - НЕ ГЛАВНОЕ


Многие опрометчиво считают, что главное, чтобы ребёнок ни в чём не нуждался в материальном плане. Бесспорно, это важно, но явно недостаточно. Даже в самом богатом и оснащённым всем необходимым детском доме малыш не получит того чувства душевного комфорта и защищённости, которые даёт семья.
Более того, ребёнок, воспитывающийся в детском доме, вырастает в убеждении, что бельё само становится чистым, картошка всегда бывает нарезана и пожарена, а чай - уже с сахаром. Он не только не участвует в ежедневном труде по обеспечению быта, который является неотъемлемой частью жизни любой семьи, но даже не наблюдает его. Система детского учреждения работает так, что растит потребителя, иначе организовать проживание и содержание множества детей просто невозможно. В результате вступление в самостоятельную жизнь становится для ребёнка шоком, потому что он привык, что ему "положено", и просто не умеет добывать даже самые элементарные блага самостоятельно. А между тем, детям нужны не столько вещи, сколько отношения - прочные и близкие. Только осознание того, что ты не одинок, даёт устойчивость в мире и силы жить.

ДИАГНОЗ: ОДИНОЧЕСТВО

В обществе сложился определённый стереотип: детдомовцы в основной своей массе - больные или ненормальные. И, действительно, редкий детдомовский ребёнок имеет в медицинской карте запись: "Практически здоров". Многие дети имеют социально-педагогическую запущенность, у них наблюдаются нарушения развития речи, невротические реакции, высокая тревожность, агрессивность, неконтактность. Обыденное сознание объясняет это просто: "Гены, что вы хотите? Какие родители, такие и дети". Это объяснение столь же удобно, сколь и бесполезно. Мало того, что оно не соответствует действительности, но оно ещё и не помогает понять, что делать.
Чтобы понять, нужен немалый запас внимания и терпения. Причиной специфического состояния детей является опыт эмоционального одиночества, пренебрежения, а порой и жестокого обращения со стороны собственных родителей, горький опыт потери семьи, состояние полной неопределённости в жизни.
Когда кроха семи лет от роду непрерывно сосёт палец или, чуть что, садится на пол и начинает раскачиваться из стороны в сторону, не реагируя на уговоры, это выглядит пугающе. Но, действительно, страшно не само по себе подобное зрелище, а то, что за плечами у такого ребёнка - тысячи одиноких ночей, когда никто не уговаривал и не укачивал, и ему приходилось успокаиваться самому, как мог. Те дети, которые не научились сосать палец и качаться, просто не выжили.
Другой пример: ребёнок не хочет учиться. Слушает и, как будто, не слышит, не понимает элементарных вещей. Гены? Патология? А что бывает со взрослыми благополучными людьми после катастрофических событий, внезапно произошедших в их жизни - стихийных бедствий, терактов, потери близких? Способны ли они в это время проявлять любознательность, сосредоточенность? Между тем, у ребёнка, изъятого из семьи, произошла в его внутреннем мире ещё большая катастрофа. Ведь у него нет жизненного опыта, нет других точек опоры (друзей, работы), он не знает, что ему помогут, что всё, в конце концов, образуется. У него рухнул мир.
Получается, что это не ребёнок ненормальный. Это жизнь у него сложилась ненормально. И все расстройства, наблюдаемые в здоровье и поведении, - это нормальная реакция на ненормальные жизненные обстоятельства. Отсюда следует очень важный вывод: наладится жизнь - и постепенно всё пойдёт на лад, необходимо только время, чтобы затянулись душевные раны.
Всякий ребёнок хочет жить, расти и развиваться. Когда он увидит и поверит, что его любят, за него "болеют", он обязательно постарается наверстать упущенное. И опыт семейного устройства это подтверждает: через год-два жизни в любящей, заботливой семье дети буквально расцветают, быстро узнают много нового, некоторым удаётся даже избавиться от застарелых болезней, отнесённых уже к разряду хронических.

ПРИНЯТЬ
И ПОЛЮБИТЬ


Многие считают, что решаются взять детей только те семьи, где нет своих. То есть приёмный ребёнок по сути является последней возможностью стать родителями. На самом деле это совсем не так. В мировой практике большинство приёмных родителей - люди, уже имеющие детей. В практике российских профессиональных служб по устройству детей в семьи их примерно пятьдесят процентов. Миф этот мешает семьям, имеющим детей, задуматься о принятии ребёнка, ведь это "только для бездетных". Между тем, именно они могли бы стать прекрасными родителями, поскольку опыт позволит им меньше беспокоиться и получать больше радости от общения с ребёнком.
В мире всё больше крепнет убеждение, что брать детей в семью - нормально, в этом нет ничего особенного (ни постыдного, ни героического), это обычная человеческая практика. Именно в тех странах, где так считают, детских домов нет в помине.

СЕМЬЯ ДЛЯ КАЖДОГО

Существует мнение, что лучше взять в семью очень маленького ребёнка, тогда он будет совсем как свой. Порой такое стремление можно понять. Например, пара, никогда не имевшая детей, хочет насладиться всеми этапами родительства, "понянчиться". Иногда людям просто больше жалко маленьких, хочется поскорее забрать их из казённого дома.
Но в целом стереотип "только маленького" - один из самых вредных для семейного устройства детей. Для многих малышей, оставшихся без попечения родителей в возрасте старше 5-6 лет, это предубеждение становится приговором, обрекая их на жизнь в специализированном учреждении вплоть до совершеннолетия. К семи годам ребёнок, которого переводят из дошкольного детдома в интернат, уже вполне осознаёт, что у него практически нет шансов, и за ним, вероятно, никогда не придут. Неужели его меньше жалко, чем младенца?
С другой стороны, тысячи семей и детей, вышедших из младенческого возраста, могут быть по-настоящему счастливы, обретя друг друга. Более того, есть целые категории приёмных родителей (например, люди предпенсионного возраста или семьи с маленькими детьми), которым не стоило бы брать в семью младенца, но они бы замечательно справились с младшим школьником или подростком.

ПОМОЩЬ
И ПОДДЕРЖКА


Долгое время формы семейного устройства практически не развивались. Но в последнее десятилетие положение изменилось. Стала шире использоваться неродственная опека, начала активно развиваться система приёмных семей и патронатного вопитания. Последнее предполагает, что в заботах о ребёнке семья не остаётся одинокой, она постоянно может рассчитывать на помощь со стороны службы по устройству детей, органа опеки и попечительства. Уже на стадии принятия решения семья постоянно взаимодействует со специалистами, проходит специальную подготовку, может поделиться своими сомнениями и тревогами, получить необходимые консультации. Нет и не может быть формы устройства, которая была бы абстрактно лучше или хуже остальных. Для того, чтобы сделать правильный выбор, необходимо прежде всего изучить весь спектр, а затем уже принимать решение, исходя из интересов ребёнка и семьи с учётом всех обстоятельств.
Добиться взаимопонимания с приёмным ребёнком, не имеющим врождённой духовной связи с приёмными родителями, - дело нелёгкое. Может пройти немалое время, пока взрослые начнут понимать маленького человека "с полуслова". А может случиться, что и не начнут, поскольку в опыте этого ребёнка было такое, чего обычные люди и представить себе не могут: насилие, жестокость, полное одиночество. Никакое педагогическое образование или даже опыт воспитания обычных, семейных детей порой не помогают разобраться в мотивах поведения приёмных. Вот тут-то на помощь и должен прийти профессионал, потому что нет смысла просто раздавать детей, не предоставляя при этом помощи и поддержки. Ведь если в результате приёмная семья не справится и вернёт ребёнка, он будет в ещё большем отчаянии, чем раньше, а все вокруг сделают очередной опрометчивый вывод о том, что подобные затеи никогда ничем хорошим не заканчиваются.
Развенчивать мифы порой бывает крайне нелегко, они прочно укореняются в общественном сознании. И всё же я искренне надеюсь, что сегодня удалось распрощаться хоть с некоторыми из них, здравомыслие должно уберечь нас от заблуждений. В заключение хотелось бы выразить надежду на то, что в недалёком будущем любое упоминание о детских домах будет восприниматься как пережиток прошлого, потому что наши дети заслуживают любовь и заботу. И есть у нас в России люди, которые могут им это дать.

Автор:Светлана РУДНЕВА