Десятилетия в социальной службе

« Инжавинский вестник »
23
от
Среда, 3 июня, 2015 (Весь день)
1233
https://top68.ru/sites/default/files/styles/768x474/public/article-images/2015/06/03/top68.ru-desyatiletiya-v-sotsialnoi-sluzhbe-56577.jpg?itok=n7i3AF6G
Отдел, который долгие годы возглавляет Галина Вострикова, организует оказание государственной помощи многодетным семьям, предоставление детских единовременных и ежемесячных пособий, компенсаций родительской платы за уход и присмотр за ребёнком в детском саду, путёвок в детские оздоровительные лагеря, пособий на погребение неработающих жителей района и прочее.

Однако началась её трудовая биография с другой профессии: после окончания Тамбовского сельскохозяйственного техникума Галина работала в управлении сельского хозяйства. Когда в 1990 году пришла в социальную службу, ещё не был открыт современный Центр соцуслуг, а был лишь отдел социального обеспечения при райисполкоме, в котором Галина Алексеевна начала заведовать социальной помощью на дому. Затем стала специалистом. Сегодня она - начальник отдела по работе с населением, семьями, имеющими детей, в том числе и инвалидов.

Понятно, что специфика прежней работы, где она была ревизором, бухгалтером или экономистом, совсем другая. Здесь - каждый день люди, со своими заботами и проблемами, в которые нужно вникнуть и разрешить. Вначале, вспоминает, было трудно: служба только начинала свою активную организационную деятельность (начиналось оформление документов на санаторно-курортное лечение жителей, на выдачу автомобилей ветеранам), было много незнакомых нюансов. С позиции сегодняшнего опыта видит: решить можно почти любую проблему.

Много людей проходит через её рабочий кабинет, некоторые запоминались надолго своим особым отношением к жизни, своим внутренним светом. Как, например, ветеран войны, инвалид без ноги - приходил всегда с неизменной улыбкой, позитивный: «Как тут у вас дела, девчата?»

- Предложишь ему стул, а он с юмором: «Что вы, я постою - вдруг нога отрастёт!»,- рассказывает Галина Алексеевна.

Но случалось, что и недовольные приходили - ведь все люди разные. Но стоит найти подход к человеку - всё меняется. Вспоминает одного уж больно сурового гражданина: его мрачный настрой передавался почти всем сотрудникам, когда он появлялся в центре. Но как-то довелось Галине Алексеевне поговорить с ним один на один - и человек предстал совсем другим. После того разговора был её день рождения, и вдруг зазвонил на рабочем столе телефон, она сняла трубку и услышала голос «сурового» мужчины: он от всей души поздравлял её, да не обычно - стихи читал! А ведь никто и подумать не мог, что за внешней мрачностью скрывается романтичная натура…

Сколько жизненных ситуаций - столько и индивидуальных решений может быть. Главное, считает Галина Алексеевна, войти с человеком в контакт, чтобы разрушилась стена «чиновник - клиент» и начался совместный поиск выхода из тупикового, казалось бы, положения. Иногда для этого приходится самим работникам Центра встать из-за стола и пойти по инстанциям, чтобы помочь пожилому человеку оформить какой-то документ.

Новые проблемы добавились сотрудникам социальной службы, когда в районе закрыли палаты сестринского ухода. Если раньше человек, по возрасту и состоянию здоровья не способный жить один, мог находиться там до момента, пока оформляется его переселение в интернатное учреждение, то сегодня социальным работникам приходится искать иной выход, и его находят.

Двадцать пять лет в районной социальной службе - такую дату отметит Галина Алексеевна в августе нынешнего года.

«Большая труженица» - так отзываются об Ольге Александровне Иншаковой в коллективе, в котором она работает 22 года. В её биографию социальная служба вошла тоже по случаю. Будучи техником строителем по образованию, некоторое время работала по специальности, а теперь - в отделе, где оформляются документы для ветеранов труда, тружеников тыла и всех прочих, имеющих право на государственные льготы, именуемые сегодня мерами социальной поддержки. Целый день принимая посетителей и работая с документами, ей необходимо оставаться сосредоточенной и сдержанной, иной раз сама звонит домой обратившемуся за льготами и ещё раз объяснит, что необходимо исправить в документах и как это сделать. Замечает, что люди в большинстве своём становятся более терпимыми.

Работа у Ольги Александровны далека от творчества, однако любой женщине необходимо видеть творческое начало во всём, чем бы она ни занималась. Что поддерживает её позитивный настрой? Как признаёт сама - родной коллектив, с которым встречается ежедневно.

Главный бухгалтер инжавинского Центра социальных услуг Людмила Субботина - человек почти легендарный в этой организации: через многие трудовые десятилетия сохраняет не только внешнюю женскую привлекательность, но и такую бодрость ума, какой не обладают и многие молодые специалисты. Одной из первой среди инжавинских бухгалтеров самостоятельно освоила компьютер, лихо управляется с компьютерными программами, и редкий случай, если она обратится за помощью при сбое в работе к специалисту-электронщику.

В этом году исполняется четверть века её работы в социальной службе района, и все годы - в должности главного бухгалтера.

Как сложится жизненный путь, предугадать не всегда удаётся, главное - суметь вписаться в новые обстоятельства, найти своё место. У Людмилы Феликсовны случилось именно так: в юности окончила Кировский политехнический институт, готовилась стать химиком, но, попав на большое производство, поняла - не её дело, и без долгих раздумий сменила профессию, да не ошиблась.

Когда бухгалтеры начали переходить на компьютерные программы, сама освоила и обучила коллег. Изучала кропотливо, а когда было что-то непонятно, просто звонила на «горячую линию» сопровождающей организации и спрашивала, как провести ту или иную операцию.

Работа главбуха сложная - это постоянное напряжение и особая ответственность: Людмила Феликсовна сводит весь бухгалтерский баланс по двум направлениям работы Центра (социальным услугам и социальным выплатам).

Пятнадцатый год работает ведущим бухгалтером в социальной службе района Лариса Владимировна Михалёва. До этого были два десятка лет в инжавинской строительной организации в должности главного бухгалтера. Огромный опыт помог быстро переориентироваться на бюджетную сферу, на иную систему учёта. В центре социальных услуг она ведёт учёт всех имеющихся льгот разных категорий граждан: от участников Великой Отечественной войны и реабилитированных до многодетных семей и служащих в армии - мер социальной поддержки сегодня множество.

Случаются ли недоразумения с выплатами? Ни одного серьезного случая, ни одной задержки выплат за все годы работы в центре социальных услуг Лариса Владимировна не припомнила, потому - ни одной жалобы в адрес бухгалтерской службы не было.

Трудной свою работу не воспринимает, потому что считать любит с юности: чтобы на бумаге всё сошлось, чтобы копейка в копейку улеглась. Говорит, если случись, не сойдётся сумма, ночь не уснёт, пока не вспомнит и не найдет, куда была «переброшена» эта копейка.

Тогда и приходит то самое чувство удовлетворения, которое любой человек ждёт от своей работы.

Имея строительную специальность, Нина Подколзина в 1991 году после сокращения в архитектурном районном отделе пришла в инжавинскую социальную службу и сразу стала заведующей отделением. Работа здесь оказалась кардинально иной: если предыдущие 11 лет Нина Алексеевна занималась в основном чертежами, то теперь её деятельность стала организационной, с людьми, к тому же - особой категории, которым требовалось надомное обслуживание, а это индивидуальная работа с каждым пожилым клиентом службы.

У работников отделения социального обслуживания на дому на попечении 160 сельчан пожилого возраста и инвалидов, которые частично утратили способность ухаживать за собой (всего социальные работники пяти отделений обслуживают на дому более 700 жителей района). Нина Алексеевна координирует работу двух десятков человек, ежеквартально проводит плановую проверку обслуживания: в каких условиях живёт подопечный, как улучшить эти условия, можно ли наладить контакт с родственниками, соседями для участия в его судьбе; как поддерживается контакт с участковым врачом и соблюдается ли конфиденциальность в отношениях; как ведётся учет расходов при покупках для подопечного - все свои действия рядовой социальный работник согласовывает с заведующей.

Как правило, при работе в тесном контакте с людьми неизбежны ситуации, которые принято называть нештатными, но за почти четвертьвековую практику, вспоминает Нина Алексеевна, серьёзных конфликтов социальных работников её отделения с подопечными не случалось - общий язык находили всегда.

О её подчинённых - сельских соцработниках писала наша газета, а о некоторых - неоднократно, как, например, о калугинцах Татьяне Николаевне и Сергее Михайловиче Трушиных. В Инжавино сложились замечательные, добрые отзывы о социальном работнике этого же отделения Марине Александровне Ермиловой.

Любые проблемы, считает Нина Алексеевна, можно решить, если люди будут стараться понять и услышать друг друга.

Фото Елены ШАРОВАТОВОЙ

Автор: 
Наш корр.
Читайте также:
Наверх