Лента новостей
Статья22 апреля 2015, 09:00

Доступная среда»: реализация, возможности и перспективы

В Тамбовской области многое предпринимается для реализации государственной программы «Доступная среда», принятой на 2011 - 2015 годы, целью которой является создание в обычных школах условий для обучения детей с проблемами здоровья. В рамках этой, а также долгосрочной целевой программы Тамбовской области в Инжавинскую среднюю школу в феврале из Проектно-внедренческого центра «Развитие образования социальной среды» поступило многофункциональное оборудование, способствующее оздоровлению детей, подверженных различным заболеваниям. Размещено оно в открытой здесь сенсорной комнате.
О его целях и задачах, применении на практике мы и побеседовали с педагогами - психологом Галиной Викторовной Маркиной и тьютером Ниной Николаевной Стебеньковой. Продемонстрировали они применение этого оборудования на практике
.

СЕНСОРНАЯ комната просторная - занимает 52 квадратных метра и служит психологической разгрузке организма. Главная её задача - релаксация, снятие напряжения, активизация органов чувств и физических процессов организма ребёнка. Здесь тихо, спокойно и уютно. Тёплые, пастельные тона стен радуют глаз. Всё вместе взятое создаёт радостное настроение и ощущение полной безопасности.

В углу справа - воздушно-пузырьковая колонна “Стелла”. Она прозрачная, наполнена наполовину водой, а педагоги украсили её разноцветными рыбками. При включении аппаратуры колонна набирает воздух, по ней идут пузырьки, можно менять цвет: жёлтый, синий, красный, и комната начинает погружаться в сказочную атмосферу, постепенно обволакивая чувством покоя, умиротворения.

- Ребёнок усаживается на мягкие, наполненные мелкими гранулами пуфики, принимает удобную позу, внутренне успокаивается, начинает созерцать и думать, фантазировать. В эти минуты он действительно отдыхает, - поясняет смысл его действия на организм Галина Викторовна.

- Вот мягкое на ощупь фиброволокно. Его можно использовать для разных упражнений. Дети с удовольствием всё пробуют, заплетают косу, надевают её на себя, используют как сухой душ, - рассказывает психолог и показывает, как это происходит.

У другой стены слева установлена интерактивная свето-звуковая с блоком управления панель. Она может выполнять разные функции: слабо светится, меняет формы, служит зрительным анализатором: детки смотрят и запоминают цветовую гамму - какой цвет на каком месте был.

- Развивается зрительная память, а если включим музыку для релаксации, то и слуховая, - отмечают педагоги.

АКТИВНОЙ составляющей сенсорной комнаты являются: сухой бассейн, оборудование со свето-оптическими и звуковыми эффектами, тактильные панели для рук и ног, массажные мячики - элементы, которые могут побудить к активным действиям и исследованиям.

- Функция сухого бассейна- нормализовать нервную и улучшать сосудистую системы, нормализовать деятельность органов дыхания, опорно-двигательного аппарата, - поясняет Галина Викторовна. - Ребёнок погружается в бассейн и под музыку отдыхает. Эффектов достигается несколько: погружения, ускользающей, податливой опоры, массажный, расслабляющий, тренирующий. Установленный ещё один прибор из фибероптики (звёздное небо) - световой проектор оказывает зрительную стимуляцию. Когда его включают, высветившиеся на стене планеты начинают двигаться в разном направлении. Это тоже производит успокаивающее действие. Наибольший эффект достигается, если комната затемнённая, но пока в сенсорной комнате на окнах таких штор нет. Их нужно будет приобретать дополнительно, изыскивая для этого средства.

- Ещё один настенный вариант: “болото с лягушками”, здесь тоже путешествуем, - показывает Галина Викторовна, демонстрируя, как ребёнок может манипулировать на этом настенном лабиринте, проводя пальчиком в каком-то направлении. - Очень полезно для развития письма и воображения.

Есть так называемое колесо № 1 - смешивание разноцветных масел на экране создаёт неповторимую проекцию. Получается такое большое разноцветное пятно на тёплом фоне. Ребёнок смотрит, успокаивается, начинает фантазировать.

Пригласив одного из школьников, продемонстрировали ножной и ручной варианты лабиринтов. Это такие небольшие плоскости с ложбинками, по которым двигается шарик, которым нужно управлять, наклоняя в нужную сторону.

- В сенсорной комнате могут заниматься детки с психо-неврологическими нарушениями, лор-заболеваниями - занятия сопутствуют улучшению процесса выздоровления. Очень широкий спектр действия. К слову, может быть полезно не только детям, но и взрослым людям, ожидающим операцию или в послеоперационный период, - замечают мои экскурсоводы.

Ещё одно немаловажное оборудование - комплект “ПЕРТРА“. Шкаф с выдвигающимися ящичками установлен в кабинете психолога и логопеда. В них размещены всевозможные яркие деревянные и пластиковые детали, блоки, пространственные формы, ленточки для развития мелкой и крупной моторики рук, внимания, памяти, мышления, воображения ребёнка.

ПОМИМО этого оборудования, для реализации программы инклюзивного образования в школу поступили компьютеры, которые будут использоваться на уроках. Об их особенностях рассказала Нина Николаевна Стебенькова.

- Этот компьютер позволяет увеличивать мелкий текст, слабовидящие дети спокойно читают книгу. Подсветка, расширение контраста, возможность использования в разной цветовой гамме, фиксировать положение книги, чтобы каждый раз её не передвигать, а перелистывать страницы нажатием кнопки.

Есть стационарный увеличитель - используется, как сканер.

Для слабослышащих есть система звукового поля, с микрофоном, датчиком. Будет использован в классе с инклюзивным образованием, где занимаются и нормально, и слабослышащие дети. Слабослышащий ребёнок сидит в наушниках и направленно слышит голос учителя - благодаря установленному датчику, все посторонние шумы рассеиваются. Есть компьютеры с углубленным вариантом, укрупнённым, усложнённым - можно использовать любой момент.

В ИНЖАВИНСКОЙ средней школе на первом этаже для детей с ДЦП выделены три кабинета, в каждом такой компьютер. У этих компьютеров есть джойстики и кнопки в целях выносной коррекции: большая и маленькая - кому как удобнее будет использовать, чтобы выделять текст. Есть также компьютер для психолога и логопеда с двумя закачанными программами и портативное сканированное устройство. Много компьютеров для слабовидящих детей.

У входа в здание сделан пандус, оборудована отдельная раздевалка для детей с проблемами здоровья - одежду примет и подаст гардеробщица. В коридоре яркой краской обозначены места возле открывающихся дверей, чтобы передвигающиеся на инвалидных колясках делали это безопасно. На стенах стрелками указан путь, по которому надо следовать в сенсорную комнату и в оборудованные для занятий кабинеты.

Как рассказала тьютер Н.Н. Стебенькова, детей с проблемами здоровья в базовой школе и её филиалах около тридцати. Не все из них могут посещать занятия в школе, некоторые посещают лишь отдельные занятия, а учатся на дому. В филиалы выезжает психолог, можно привозить детей на занятия и сюда.

ПРОБЛЕМА: очень большая нагрузка у логопеда, так как очень много детей, особенно в начальных классах, нуждающихся в коррекции речи. Посетить все филиалы у педагога нет физической возможности. Там, где есть автобус, решить проблему полегче, если родители будут привозить сюда своих детей. В школе уже начали реализовывать программу - разработали график посещения сенсорной комнаты.

Логопед Елена Александровна Кулакова - педагог опытный. Сегодня у неё в активе очень большой дидактический материал. Это и говорящее зеркало - оно помогает в правильной постановке звука при его произнесении. Есть макет - челюсть с язычком. Ребенок надевает её на пальчики и видит, в каком положении язычок располагается при разных звуках - так ему лучше запоминается. В арсенале логопеда слуховая трубочка: ребёнок приставляет её к ушку и что-то говорит, при этом громче слышит свою речь - правильно произнёс звуки или нет; магнитная азбука и много различных развивающих игр.

- Очень полезна для общего развития игра «Я знаю слово»: даются сложные карточки со словом, его толкованием в словаре, шарадой по этому слову, признаками, - поясняет принцип действия логопед. С большим удовольствием дети используют компьютер с разными учебными играми - за правильный ответ голос за кадром тут же высказывает поощрение.

По всему чувствуется: она дело своё знает и любит, работает с детьми увлечённо, творчески.

По вторникам детки первого и второго классов приходят на занятия к психологу и логопеду в корпус №2.

Так же, с душой и искренней заинтересованностью в результатах, относятся к своему делу психолог Г.В. Маркина и тьютер Н.Н. Стебенькова. Благодаря реализации в Инжавинской средней школе программы «Доступная среда» у детей с ограниченными возможностями здоровья появилось больше возможностей получать образование наравне с другими детьми.

Фото автора

Автор:Любовь Пьянова