Лента новостей
Статья9 июня 2015, 15:53

Дрель, сверло, коловороты...

А ещё молотки, отвёртки, спицы, метчики, винты… Если вы думаете, что всё это можно увидеть только в какой-нибудь механической мастерской или производственном цехе, ошибаетесь. Такой набор инструментов используют в своей работе врачи травматологи. Об особенностях их профессии мы и поговорим сегодня…


И начальник, и подчинённый

Отделение травматологии Уваровской ЦРБ возглавляет Сергей Николаевич Зыков. Пришёл он сюда сразу после института в 1986 году, а в 2008-м стал заведующим. Говорит, что быть травматологом - его судьба. Вспоминает тяжёлое время, когда трудился в отделении один: полтора года был сам себе и начальником, и подчинённым. Тогда он практически жил в больнице, на семью и досуг времени не оставалось:

- Нелегко приходилось, ну а что поделаешь? Где врачей брать? Вы знаете, далеко не каждый выпускник медицинских вузов становится доктором. Очень многие стараются устроиться в какие-нибудь фармакологические компании, ищут работу полегче, заработок побольше… В 2009 году к нам в Уварово Лиджи Вадимович Миненко приехал. Ему тоже "досталось". Я тогда слёг, и он один четыре месяца работал. Ничего, справился…

Лиджи Вадимовича я застала за технической работой - он собирал аппарат Илизарова, который завтра будут накладывать больному с переломом предплечья. Я спрашиваю, почему он решил стать доктором, и мой собеседник пожимает плечами:

- Не знаю. Наверное, родители так захотели. Мама моя - терапевт, отец - психиатр. А почему именно травматология?.. Вот сейчас у человека всё плохо… А мы свою работу сделаем, и у него сразу всё хорошо. Результат нашего труда сразу виден - это мне и нравится.

Два года назад в отделении появился ещё один молодой травматолог Алексей Николаевич Анисимов. Он с самого детства мечтал стать врачом:

- Моя крёстная была фельдшером в ФАПе, нередко брала меня с собой на работу. Мне нравилось всё, что она делает, нравилась её профессия. Тогда и возникло желание помогать людям. После школы пошёл учиться - по направлению от ЦРБ.


Играем в пазлы?

Рабочий день травматологов начинается с пятиминутки в отделении. Ночная смена отчитывается, кто и с чем поступил за время её дежурства, проверяются истории болезни. Затем обход, и доктора отправляются в операционную. Операции - практически каждый день. Плановые идут после надлежащей подготовки больного, которая может занимать не одни сутки. Экстренная помощь (допустим, в случае открытого перелома) оказывается немедленно с минимальным обследованием пациента. Длительность операций зависит от их сложности. Трудными можно назвать оскольчатые переломы. Сергей Николаевич рассказывает:

- Каждый осколок кости нужно поставить на место, зафиксировать - пластинами, шурупами. Когда нам предстоит такая работа, наша медсестра-анестезистка говорит: "Ну что, опять в пазлы играем?"

Шутки шутками, а "пазлы" требуется собрать безошибочно. Бывает, что на это уходит несколько часов.


Мальчики по вызову

У травматологов своя специализация. Операций на лице они не делают. Сломана челюсть - пожалуйте к стоматологу, нос - к лору. И повреждением внутренних органов не занимаются - это дело хирургов. Особо следует говорить о больных с черепно-мозговыми травмами. Раньше их оперировали в Уварове, но с 2005 года подобного оперативного вмешательства в нашей ЦРБ не проводилось. Заведующий отделением поясняет:

- Сейчас на любой вид медицинской деятельности требуется лицензия. Чтобы её получить, нужно соответствовать определённым требованиям. Операцию в случае черепно-мозговой травмы или травмы позвоночника должен делать нейрохирург, у нас его нет. Но в экстремальных случаях мы можем вызвать специалиста из области. Кстати, операции детям до 15 лет мы тоже не можем делать - нет детского травматолога. Только закрытую репозицию - это когда без разреза пытаемся поставить косточки на место.

Меня интересует, какие травмы относятся к самым сложным. Получаю ответ:

- Травмы, полученные в результате падения с высоты, ожоги, обморожения, электротравмы. И, конечно же, самое трудное - поставить на ноги пострадавших в серьёзных ДТП. Только нам известно, что творится в наших душах, когда мы видим покалеченных в авариях людей…

Наш разговор о дорожно-транспортных происшествиях не случаен. Травматологическое отделение ЦРБ "по совместительству" является травмацентром второго уровня - таких в области всего три плюс травмацентр первого уровня, расположенный в Тамбове. В Уварово пострадавших в авариях везут из Инжавино, Жердевки, Мучкапа, Ржаксы… Иногда по несколько человек сразу, и тогда врачей травматологов вызывают на работу в любое время суток, в их законные выходные дни… Доктора шутят: "Ничего необычного в этом нет… Мы же мальчики по вызову!"


Травмы - дело сезонное

Сегодня в отделении затишье: койки заняты не все. Но радоваться такому обстоятельству врачи не спешат. Говорят: "Впереди у нас майские праздники. Посмотрим, что они "принесут". Дело в том, что плотность потока поступающих в травматологию больных зависит от множества факторов. От праздников - это раз. Разгуляется народ, выпьет лишнего - вот тебе и скандалы, переходящие в драки. Размахаются кулаками, глядишь - что-то себе да сломают. От погоды - это два. Гололёд или сильный мороз никак не способствуют снижению травматизма. От времени года - это три. Лето - каникулярное время. Не обременённые школьными занятиями или кружками-секциями детишки развлекаются как могут. А потом… Кто с дерева свалился, кто с качелей упал. Так и оказываются в числе пациентов травматологического отделения.


Контингент у нас "весёлый"!

Экскурсию по отделению для меня проводит старшая медицинская сестра Ольга Алексеевна Витютина. Стаж её работы здесь - 40 лет. Когда-то была она постовой медсестрой, какое-то время трудилась анестезисткой, но уже четверть века занимает нынешнюю должность. О своих обязанностях рассказывает коротко:

- Обеспечение отделения лекарствами, контроль за медперсоналом и соблюдением санэпидемрежима, ещё табели, графики…

Мы проходим в процедурную, Ольга Алексеевна знакомит меня с процедурной медсестрой Еленой Михайловной Живалёнковой, показывает шкафчик для лекарств, ёмкости с растворами:
- В них мы замачиваем использованные перчатки, шприцы. Потом их утилизируем.

Меня удивляет это обстоятельство. Зачем в чём-то замачивать то, что отправится на "помойку"? О.А.Витютина объясняет:

- Утилизировать всё, что соприкасалось с больным, без специальной обработки нельзя. Мало ли чем болен пациент? Вдруг у него, к примеру, ещё не выявленная ВИЧ-инфекция?

Минутой позже мы отправляемся в кабинет, где установлен сухопрожарочный шкаф, в котором стерилизуется инструментарий. Осматриваем так называемый ультралайт, куда потом помещаются инструменты для сохранения стерильности. А затем я вспоминаю слова заведующего отделением: часто работать приходится с социально неблагополучными пациентами. Начинаю разговор "в тему", и мой "экскурсовод" проясняет ситуацию:

- Немало у нас таких - "весёлых" больных. Доставили его - избитого и пьяного, он и давай скандалить. Обругает, а когда и замахнётся! Случалось нам и полицию вызывать, чтобы самых буйных утихомирить. Тех, кто потише, сами стараемся успокоить. Ещё одна проблема бывает: поступает человек без определённого места жительства и, естественно, без документов, без медицинского полиса. Сами ходим, полис ему выписываем. В страховую компанию звоним… Вот такая она - наша работа…

Фото автора

Автор:Олеся Харламова