Лента новостей
Статья10 ноября 2011, 15:35

Дух, пронзающий века

Силою благодати Божия, ещё во временней жизни приял еси дар,
святой Луко, недуги целити, да вси, усердно притекающие к тебе,
исцеления недугов телесных и паче душевных сподоблются. . .

(Кондак 3, Акафист святителю)



2011 год - юбилейный, он связан с памятной датой - пятидесятилетием преставления Святителя Луки (Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого). Святитель и хирург с мировым именем, священнослужитель и враг народа, воитель и человек, мужицкий лекарь и главный консультант эвакогоспиталей в годы Великой Отечественной войны, печальник о Святом Отечестве и молитвенник за землю тамбовскую - он столь многогранен, что не вмещается в обычные стандартные определения.
Память - вещь сложная и в своём временном развитии, как и человек, проходит через взлёты и падения, неприятие и забвение, может ослепительной звездой загореться на небосклоне, осветив все и вся вокруг. Многочисленные мемуарные издания, выставочные экспозиции, монументальные духовные, медицинские, исторические исследования… Казалось, что нового можно сказать об этой выдающейся личности? С годами уходят последние очевидцы того времени, кто имел счастье непосредственно знать архиепископа Луку. Что же остаётся нам? Заниматься плагиатом, переписывать уже известные факты, или субъективно трактовать наследие, или. . .
Вот эта самая журналистская въедчивость и заставила меня вновь возвратиться к материалам о Святителе Луке. Основываясь на святоотеческом наследии, узнаём, что великие личности, прославленные после их кончины в лике святых и ставшие небесными защитниками и молитвенниками за нас, живущих в этом неспокойном и подчас безжалостном мире, оказывают незримое влияние на бытие тех, кто сталкивается в жизненных перипетиях с щедрым духовным наследием небесных покровителей и охранителей людей. Как меняет, формирует и укрепляет это сакральное присутствие человек, и пойдёт речь в нашей публикации.


Сафонов Виктор Никитович, генерал-майор в отставке, ветеран органов безопасности России; в настоящее время помощник главы города Тамбова; награждён орденом Красной Звезды, двенадцатью медалями, кавалер орденов Русской православной церкви - Святого благоверного князя Даниила Московского и преподобного Серафима Саровского; автор книги «Тамбовский мартиролог»:
- О Луке я услышал впервые, ещё работая на Ставрополье, но услышал о нём не как о святителе и иерархе Русской православной церкви, а как о хирурге высокой квалификации, докторе медицинских наук. У меня был товарищ Качкаров Михаил, практикующий хирург, кандидат медицинских наук. Он работал в Ставропольской областной больнице. Как-то раз захожу в госпиталь, он сидит, читает какую-то книгу. Я спрашиваю: «Что читаешь, беллетристика какая-то?». Он отвечает: «Нет, завтра у меня очень сложная операция, вот сижу, советуюсь с известной величиной по хирургии Войно-Ясенецким. Поп, а такую интересную книгу написал!». Был ещё 1975 год. Это говорит о значимости деятельности Войно-Ясенецкого, труды которого использовались практикующими специалистами спустя десятилетия после того, как книга была написана. Ближе познакомился, когда приехал в Тамбов, когда стал работать консультантом главы региона, когда познакомился с Владыкой Евгением. Он много говорил об Архиепископе Луке, восхищался этим святителем. Это позволило и мне больше узнать о Луке как о святителе. В дальнейшем я стал заниматься исследованием и сбором материалов по «мартирологу».
Что поражает меня в архиепископе Луке как в человеке, как в личности? Это его несгибаемая стойкость, убеждения. Я представляю: 1921 год, разгар борьбы с церковью. Войно-Ясенецкий ведь не был забитым деревенским простаком, это мощный интеллект; он понимал, чем может грозить ему священнический удел. Он встал на этот путь тогда, когда священнослужители очень высокого сана уходили в обновленчество, а кто-то и вообще отступал. А он в самый тяжёлый момент для православия, для церкви идёт в церковь служить. А когда пошёл вал репрессий, многие на допросах отказывались и от церкви в том числе, а Лука от правды своей не отступал. Мёрз, голодал, что только по жизни не приключалось, он вел себя с достоинством и иерарха, и с достоинством известного врача; ни перед кем не пресмыкался. И просил лишь единожды, когда на всю страну обвалилось горе - Великая Отечественная война - Войно-Ясенецкий как хирург понял, сколько жизней могло быть сохранено и спасено.
По этой причине он посылает на имя М. И. Калинина телеграмму. «Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий, отбываю ссылку по статье в посёлке Большая Мурта Красноярского края. Являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку».
Для себя «враг народа» ничего не выговаривал. В этом удивительная цельность выдающейся личности. Если бы одно из направлений его бытия превалировало, такого могучего уважения могло и не возникнуть. Я как бывший партийный работник могу представить, как шокировало тамбовскую власть появление в те годы в президиуме человека в рясе. А владыка именно так и появился, не мимикрируя, а высоко держа голову и уважая свой сан.
Когда сооружали памятник архиепископу Луке в Тамбове, мы с Владыкой Евгением приехали на производимые работы и встретились с автором скульптуры - врачом Юсуповым и тогдашним руководителем второй городской больницы Яковом Фарбером, архиерей произнёс следующую фразу: «Разве можно было когда-либо представить себе, что над памятником иерарху Русской православной церкви будут работать представители сразу трёх религиозных конфессий: христианской, иудейской и мусульманской». Такова дань людского уважения к Святителю Луке.
Архиепископ Лука первым поставил вопрос об освобождении многих тамбовских храмов, зная, что это необходимо для сохранения народа. Тысячу лет русский народ стоял в вере. Вместо разрушения и конфронтации с церковью следует искать в церкви поддержку - такова была незыблемая уверенность святителя Луки, это подтверждается нашей современной жизнью, всё возвращается на круги своя. На таких подвижниках, как Святитель Лука, и держится вера православная, духовный стержень нации и государства Российского. И ещё неизвестно, что более значимо на весах бытия, - святительское духовное или медицинское служение.

Продолжение следует

Автор:Ирина Теплякова