Лента новостей
Статья19 декабря 2014, 09:00

Два столетия не преграда

«Писать о Лермонтове? Да разве это возможно?» Слова известного русского писателя В. Солоухина возникают в памяти сразу, как только пытаешься прикоснуться к творчеству великого русского поэта, бессмертному и бесценному достоянию мировой культуры. Когда мысленным взором пытаешься охватить короткую жизнь Лермонтова, поражаешься тому, как много он успел разглядеть, осмыслить в российской действительности того времени…


Он хорошо знал крепостную деревню и уездные дворянские усадьбы; учился в Московском университете с Герценом и почти одновременно с Белинским, провёл два страшных года в юнкерской школе; будучи офицером, участвовал в боях на Кавказе, был знаком со многими сосланными декабристами, дружил с Одоевским; шёл рядом с солдатами в атаку, командовал отрядом разведчиков; как и его Печорин, томился скукой захолустных гарнизонов, был вхож в самые блестящие петербургские гостиные...
Пятнадцатилетним мальчиком он написал «Монолог»:

К чему глубокие познанья,
жажда славы,
Талант и пылкая любовь
свободы,
Когда мы их употребить
не можем?

Это не обычный юношеский пессимизм: Лермонтов ещё не умел объяснить, но уже заметил и понял, что человек не может быть счастлив, будучи лишённым возможности действовать.
С момента написания «Монолога» и до выстрела Мартынова прошло всего 12 лет. В них уместилась вся литературная жизнь поэта: сотни стихов, поэмы, драмы, повести, роман. И всюду перед нами предстаёт автор и его эпоха. Почти всегда он пишет о себе - и в то же время всегда готов написать не о себе - о человеке своего поколения, о герое своего времени.
«Смерть поэта» - это поступок Лермонтова и восход его на поэтическом небосклоне. И не только на поэтическом. Это, если хотите, было его 14 декабря, на которое он вышел один, ибо с ним не было восставших полков. Известно, что стихотворение «Смерть поэта» было сочинено сразу и завершалось словами: «И на устах его печать». Но толки в свете, оправдывающие убийцу самого светлого из русских поэтов, заставили Лермонтова написать ещё 16 строк. Так появились «А вы, надменные потомки». И так корнет лейб-гвардии Его Величества Гусарского полка стал поэтом Лермонтовым, вступил в особые отношения с обществом, царём и историей. В том числе с историей литературы.

На Кавказе поэт возвращается к старым задумкам, он дописывает и представляет поэмы «Демон» и «Мцыри». Начитанные люди замечают связь меж ними, и не зря. Связь можно заметить и между поэтом и его творениями. В «Демоне» и «Мцыри» можно увидеть и самого Лермонтова: поэт искренне желает изменить общество, освободить его от оков реакционной власти, но не знает, как. Это приводит его в ярость, а затем эта ярость переходит в полное безразличие к обществу. Таким мы его видим в образе Печорина. Вспомните, ведь даже внешне Григорий Александрович похож на Михаила Юрьевича. В романе «Герой нашего времени» Лермонтов описывает сцену из собственной жизни: когда Печорин падает с лошади, а затем вновь поднимает её, заставляет продолжить путь, но та уже загнана, а потому просто умирает, и тогда Печорин падает на землю и плачет. И это не единственный эпизод, взятый поэтом из собственной жизни. В этом произведении Лермонтов описывает свои переживания, свои чувства, свои мысли, в какой-то степени даже свою жизнь. Это произведение, на мой взгляд, стало вершиной его творчества. Смею предположить, что создатель романа и является героем нашего времени до сих пор. Возмущает сама мысль о разделяющих нас двух столетиях, настолько он близок мне и современен.

…Гений всегда приходит вовремя и говорит то, что предназначено сказать миру. Он не только поэт, он - пророк. В Лермонтове явилась сила его поколения, то, что перерастает отдельного человека и становится «как бы мускулом эпохи». Он с его характером, темпераментом, душой и талантом, с его масштабностью не вписывался в окружающую действительность. Он вписывался только в русскую литературу. И навсегда остался великим поэтом и гражданином.

Автор:Из эссе на тему «Творчество Лермонтова и его историческая эпоха» Ольги Шелундовой