Лента новостей
Статья20 апреля 2011, 18:52

Двухступенчатый гранит науки

С нового учебного года вся Россия переходит на двухступенчатую систему высшего профессионального образования. Необходимость изменений продиктована не только модернизацией в экономической сфере, но и в немалой степени — демографическим спадом 2010-12 годов.
Суть предстоящей реформы в том, что у нас, как в Европе, во всех вузах появятся бакалавриат и магистратура. А вот так хорошо знакомый всем специалитет (когда все учились в институте по 5 лет) канет в Лету. Бакалавриат — это полное законченное высшее образование, а не какая-то усечённая часть классического высшего. Диплом бакалавра даёт право работать по выбранной специальности и не требует дополнительных подтверждений квалификации. Магистратура же — это уже более узкая специализация, углубление в специальность, своеобразная переходная форма к аспирантуре. Свой взгляд на проблему представляют сегодня руководители вузов Тамбовщины.


Владимир Мамонтов, проректор по учебной работе Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина:

— Считаю, что все дискуссии о переходе на уровневую систему должны быть закончены. Ведь практически стопроцентный переход вузов страны на новую образовательную программу — уже решённый вопрос. К примеру, в нашем университете будет проводиться набор примерно на 55 специальностей бакалавриата и 33 магистерские специальности.


Тем не менее, "бакалавриат-магистратуру" активно критикуют. Причина этого, на мой взгляд, в том, что широкая общественность не располагает полной информацией о содержании данных понятий. С другой стороны, есть и недоработка Министерства образования и науки. В частности, это касается экономических специальностей, которые не имеют полного утверждённого образовательного стандарта. Но Державинский университет взял на себя ответственность по набору на уровневое обучение по специальности "Экономика".


Ещё момент: множество вопросов у будущих работодателей вызывает отсутствие чёткого определения содержания понятий "бакалавриат" и "магистратура" после окончания вуза. Многих пугают эти два слова западного происхождения, якобы не характерные для нашего государства. Хотя известно, что в дореволюционной России важным условием достижения профессорского звания было окончание магистратуры.


В советское же время вузы выпускали множество "спецов" широкого профиля, тогда как профессионалов прикладного характера было гораздо меньше. Как результат — великая держава слабо усваивала достижения мирового научно-технического прогресса. Сегодня капиталистический тип общественного устройства поставил перед государством новые задачи: эффективное производство требует продуктивной магистерской подготовки, рассчитанной на два года. При этом четырёхлетний бакалавриат как базовый теоретический уровень не утратит плюсов советской школы — фундаментальные дисциплины не сократились ни на час.

Владимир Калинин, первый проректор Тамбовского государственного технического университета:

— Небольшой демографический кризис есть, мы это заметили — бывшая 13 школа, теперь лицей, в прошлом году выпустила три 11-х класса, в этом году всего один, но в следующем их будет уже четыре! Технический университет активно развивается и подстраивается под реформы высшей школы, мы предлагаем, например, получить дипломы еврообразца, причём не только своим студентам, но и всем желающим. Раньше, чтобы получить такой диплом, нужно было ехать за рубеж, учиться, стажироваться, теперь же мы предоставляем такую возможность здесь.

Вячеслав Тютюнник, профессор, директор Тамбовского филиала Московского государственного университета культуры и искусств, президент Международного Информационного Нобелевского Центра, академик РАЕН:

— В своё время мы сломали промышленность, закрывали сначала детские сады, потом школы, а теперь оглянулись и поняли, что ничего нет. Начали охать, ахать, и рассуждать, почему это произошло. Кинулись восстанавливать школы и детсады, а это — процесс долгий. Сегодняшним детям не хватает в них мест, через 10 лет они захотят учиться в вузах, а их тоже не будет. Тот демографический кризис, который мы имеем сейчас, во-первых, был прогнозируем, а во-вторых, не является системным и долгосрочным, а потому нет смысла преобразовывать и ломать систему образования в этой части. К тому же, вузовское образование выстраивается годами и десятилетиями — это я говорю как преподаватель с сорокалетним стажем. Вы знаете, сколько нужно времени, чтобы подготовить хорошего вузовского специалиста? Мне, чтобы открыть нобелевский музей и библиотеку в своём вузе, понадобилось сорок лет, только теперь студенты могут ими пользоваться. А сломать и разрушить всё можно мгновенно. Поэтому я считаю, что высшее образование — это та сфера, которую трогать не нужно. Это самодостаточная и саморазвивающаяся система. На нашей земле традиционно оно было на высоком уровне, поэтому, считаю, причин вмешиваться в этот процесс нет.

Любовь Митрофанова, начальник управления профориентации и мониторинга Мичуринского государственного аграрного университета:

— Мы не стремимся открывать новые специальности, а начинаем готовить будущих специалистов ещё в школе. Пытаемся привлекать школьников, открывая так называемые "университетские классы", в которых потихоньку начинаем готовить ребят к будущей профессии. Сегодня в этих классах обучаются 400 учеников. К тому моменту, когда они будут поступать в вуз, это уже будут не случайные люди, а люди из села, люди, знающие проблемы села, и знающие, куда и зачем они вернутся работать. Мы проводим целые научные конференции для учеников сельских школ. Для них, конечно, это становится событием. У нас есть школа, из которой ни разу к нам не поступали студенты, в этом году из неё готовятся к нам 20 учеников.

Алексей Ильин, профессор, директор Тамбовского филиала Российской Академии народного хозяйства и государственной службы:

— В той сфере, в которой мы готовим специалистов, правильнее будет говорить не о реформировании, а о построении системы заново. Поскольку те высшие школы управления, которые были в советское время, уже имеют мало общего с сегодняшней реальностью. Конечно, это даёт определённый фундамент, но можно говорить, что в нашей стране специалистов в сфере управления до этого момента не готовили вообще. Поэтому эта система только начинает выстраиваться.
Удивительный факт: в 1952 году на самом низшем управленческом уровне в поселковых муниципальных образованиях работало всего 45 процентов специалистов с высшим образованием, в 2010 году их было 52 процента. Сколько с того момента прошло времени, а в этой сфере практически ничего не изменилось. Причём я даже не говорю о профиле этого образования, просто число сотрудников этой сферы с высшим образованием выросло всего на семь процентов. У нас почему-то до сих пор считается, что во всех отраслях специалистов готовить надо, а руководить может каждый. О каком эффективном управлении может быть речь? Поэтому предстоит еще выстроить всю эту систему подготовки управленческих кадров, здесь, к сожалению, об изменениях речь пока не идёт.


Что касается готовности непосредственно нашего вуза к предстоящим изменениям, то с этого года мы ведём приём по четырём направлениям подготовки бакалавриата — государственное и муниципальное управление, экономика, менеджмент, организация работы с молодёжью. В ближайшее время предполагаем расширить перечень направлений, а года через два планируем открыть и магистратуру.


Говорить о помощи в трудоустройстве нашим выпускникам пока сложно — Тамбовский филиал Академии при Президенте РФ сформировался только осенью прошлого года. Но он был создан на базе Тамбовского филиала "Орловской региональной академии государственной службы", и здесь есть опыт, наработанный годами. Так вот, как показывает этот опыт, лучшая помощь, которую можно оказать выпускникам, — это качественное образование и возможность проходить практику в органах государственной и муниципальной власти, на крупных предприятиях. Как правило, студентов, зарекомендовавших себя с лучшей стороны во время практики, затем охотно приглашают на работу. Эту традицию мы, безусловно, продолжим.

Наталья Астафьева, начальник управления образования администрации Тамбовской области:


— Последнее время президент и премьер-министр всё чаще говорят о необходимости изменения в системе образования вообще, и в системе высшего и профессионального образования, в частности. Очевидно, требуется модернизация. К тому же структурные и технические изменения в экономике области тоже потребуют изменений в системе подготовки специалистов — область начинает реализовывать крупные проекты: строятся новые заводы и комбинаты, на которых должны работать наши выпускники, поскольку мы стремимся приостановить миграционные процессы из региона. Необходимо достичь соответствия между требованиями инновационно-экономического развития с имеющейся системой образования, модернизации самого процесса образования, оптимизации управления профессионального образования в области.


Мы изменяем и структуру высшего и профессионального образования, корректируя его под нужды региона. Сегодня на рынке труда существует серьёзный перекос в сторону одних профессий по сравнению с другими. Мы стараемся и будем стремиться к тому, чтобы прогнозировать потребности рынка труда в тех или иных специальностях, сокращая или увеличивая для их подготовки в вузах места. Эта программа прогноза позволит уже к концу года выяснить, какие специалисты и в каком количестве нужны в области.

Автор:Подготовили Юлия Носова и Светлана Нащекина