Лента новостей
Статья18 марта 2015, 07:00

Главный критерий - неравнодушие


О том, как строится в нашем районе работа по опеке и попечительству несовершеннолетних граждан, мы побеседовали с главным специалистом отдела образования Светланой КУРАКИНОЙ.

- Непреложная истина - каждому ребенку нужна семья. На это нацелена реализация единой государственной политики по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Наша задача - помочь им обрести семью. Задача непростая, но, как показывает практика, во многом выполнимая при соответствующем подходе к её решению. Конечно, это требует времени. Администрация Инжавинского района в соответствии с Законом Тамбовской области от 27.12.2007 г. № 334-3 наделена государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству несовершеннолетних граждан. Этим занимаются соответствующие органы на основании межведомственного взаимодействия с образовательными учреждениями, муниципальной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, отделом внутренних дел, учреждениями здравоохранения, администрациями сельских и поселкового Советов и другими заинтересованными структурами.

- Светлана Александровна, сколько детей, нуждающихся в опеке, за последнее время в нашем районе обрели семью?

- По данным на начало этого года в семьях опекунов проживают 59 детей, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 6 детей добровольно, по заявлению родителей, переданы под опеку в семьи родственников; 19 воспитываются в приёмных семьях; 12 проживают в семьях усыновителей. Важным этапом в деятельности органов опеки и попечительства администрации района является выявление, учет и устройство детей, нуждающихся в попечительстве, осуществление последующего контроля за условиями их содержания, воспитания и образования. Проводятся плановые и внеплановые проверки условий жизни подопечных, соблюдения опекунами прав и законных интересов опекаемых, обеспечение сохранности их имущества.

В 2014 году было выявлено 8 детей, оставшихся без попечения родителей, 5 из которых сироты. Трое устроены в семьи, один остался на прежнем месте - в школе-интернате, четверо будут устроены в этом году.

- Немаловажную роль играет подбор граждан, желающих стать замещающими родителями. Кто в этом оказывает помощь органам опеки и попечительства?

- В соответствии с постановлением администрации района от 11.05.2012 г. о передаче отдельных полномочий по опеке и попечительству заключен договор с администрациями Красивского и Караульского детских домов по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями нуждающихся в этом несовершеннолетних детей, взять их на воспитание в свою семью в соответствии с установленными семейным законодательством формами. Такая работа там ведётся постоянно. И это дает свои положительные результаты.

Так же тесно взаимодействуем с Тамбовским областным государственным учреждением “Центр по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей “Ради будущего”, который ведёт большую работу по устройству детей на воспитание в семьи.

В 2014 году в отдел образования администрации Инжавинского района обратился 21 гражданин, пожелавший взять в свою семью на воспитание нуждающихся в этом детей. Из них шестеро прошли обучение в службах по устройству детей на воспитание и получили положительное заключение о возможности принять в свои семьи на воспитание таких детей.

С этой же целью используется сайт отдела образования, где размещается информация о детях, подлежащих устройству в семьи. Совместно со специалистами служб по устройству детей в семью проводятся встречи с населением, специалистами сельсоветов, педколлективами школ района, где размещается соответствующая информация. Орган опеки и попечительства передаёт в региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, сведения обо всех изменениях (состоянии здоровья, фото по возрасту, местонахождении), поступающих из организаций для детей-сирот и оставшихся без попечения родителей: Караульского, Красивского детских домов и Инжавинской коррекционной общеобразовательной школы-интерната.

- В последнее время очень большое внимание уделяется раннему выявлению неблагополучия семей в целях профилактики социального сиротства. Какая работа проделана в этом направлении в минувшем году в нашем районе?

- В целях профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних детей органом опеки и попечительства, отделом МВД России по Инжавинскому району, муниципальной комиссией по делам несовершеннолетних с представителями органов власти регулярно проводим рейды по месту жительства неблагополучных семей. Ситуации в них рассматриваются на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних. Родителям выдаются направления на трудоустройство, лечение от алкогольной зависимости.

В результате проделанной работы значительно реже теперь применяется крайняя мера - лишение родительских прав. В 2014 году имел место всего лишь один такой случай- прав лишён один родитель в отношении одного ребенка. Тогда, как годом раньше, эту меру вынуждены были применить к пятерым родителям в отношении восьми детей. Применяется и такая мера, как ограничение в родительских правах.

Отделом образования ведётся журнал учёта семей, находящихся в социально опасном положении. На 1 января этого года на таком учёте состоят 16 семей, в которых проживают 36 детей. Основная причина постановки на учёт семьи - злоупотребление родителями алкоголем.

С целью раннего выявления неблагополучия семьи разработана и утверждена нормативно-правовая база, проведены обучающие семинары-совещания с заинтересованными структурами. Кураторы прошли обучение в Тамбове. Сформирован и функционирует Координационный совет по профилактике социального сиротства и предотвращению жестокого обращения с детьми.

В соответствии с планом в минувшем году было проведено три заседания, проделанная работа отражена на страницах районной газеты. Ежемесячно проходят консилиумы специалистов, работающих по технологии раннего выявления семейного неблагополучия. В прошлом году было открыто 8 таких случаев. Для каждой семьи разработан план мероприятий, направленных на её реабилитацию.

В результате проделанной работы закрыто два случая с положительной динамикой, пять случаев находятся в работе.

- Светлана Александровна, а как обстоит дело с льготным обеспечением жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?

- Орган опеки и попечительства администрации Инжавинского района ведёт учёт жилых помещений, принадлежащих этим детям, и обеспечения их сохранности, а также учёт лиц, имеющих право на льготное обеспечение жильём.

По данным на 1 января 2015 года на учёте в органах самоуправлений состоят 107 человек в возрасте от 0 до 18 лет, имеющих право на льготное обеспечение жильём. За 2014 год сформировано и передано в управление образования и науки области 54 учётных дела на детей в возрасте от 14 до 18 лет для включения их в реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением. Сформировано и направлено 19 учётных дел для признания детей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

12 детей из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют закреплённые жилые помещения - всего 8. Всё жильё сохранно, находится в удовлетворительном состоянии.

- А как поощряются семьи, принявшие на воспитание детей, лишённых попечения родителей?

- Такие семьи, а также молодые многодетные ежегодно награждаются грамотами администрации района и памятными подарками на районных праздниках День молодёжи и День матери.

- Какие задачи в деле опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних детей в этом году определены как первоочередные?

- Отдел образования, выполняя возложенные на него функции по опеке и попечительству несовершеннолетних граждан, своими первоочередными задачами считает пропаганду и дальнейшее развитие семейных форм устройства таких детей; защиту их жилищных и имущественных прав; дальнейшую активизацию работы по реализации технологии раннего выявления семейного неблагополучия. И, конечно же, в соответствии с законодательством Российской Федерации в рамках межведомственного взаимодействия - оказание своевременной помощи семьям, находящимся в социально опасном положении.

- Спасибо за столь подробную информацию. Хотелось бы, чтобы население района не оставалось в стороне от такого важного дела и оказывало помощь органам опеки и попечительства в раннем выявлении социального неблагополучия семей, оказании им помощи. И находилось как можно больше семей, желающих взять нуждающихся детей под свою опеку, подарить им семью, родительскую ласку и заботу. А мы о таких семьях при их согласии с удовольствием расскажем на страницах газеты.


Автор:Любовь Пьянова