Лента новостей
Статья23 марта 2015, 14:09

Горькая память войны

Неоценимый вклад в победу советского народа над фашистской Германией внесли женщины. Их героизм, доблесть и жертвенность годы не могут сделать менее величественным, менее значительным. Советские женщины совершили бессмертный подвиг в тылу и на фронте. Одна из них - Александра Фёдоровна Моисейкина из села Найдёновка.

- Да я на войне-то была - всего ничего, а память на всю жизнь осталась, - Александра Фёдоровна показывает покалеченную руку. В девятнадцать лет она получила тяжёлое ранение и, как следствие, группу инвалидности. Как страшный сон вспоминает ветеран свои фронтовые дни.

Шура Харламова, уроженка деревни Анненка, была девушкой, как сама говорит, не отчаянной - скромная, тихая. Хорошо училась в школе, окончила семилетку: "У меня и сейчас почерк - в Совете ни у кого такого нет. Меня писарем хотели в штаб взять…"

Александру Фёдоровну призвали в ряды Красной Армии 5 июня 1944 года. Сразу направили в военкомат в Волчки. Оттуда - небольшой группой до областного центра, только вещмешки на лошадку погрузили, а сами девчонки пешком. В Тамбове несколько дней ждали пополнения и - на юг, в Воронеж. Здесь будущим воинам выдали обмундирование и наскоро обучили основам стрелкового дела.

Когда симпатичных бойцов распределяли по воинским частям, Шуру назначили писарем. Девчонка прорыдала весь день, не ожидая ничего хорошего от штабной должности - там же одни мужчины. "Боишься в писари - иди в прачки, там слабого пола много", - разрешил командир.

Так Александра Фёдоровна очутилась в банно-прачечной роте. Да, война - это не только атаки, осады, обходные манёвры и контрнаступления. В ней важно не только количество патронов и снарядов. Огромную роль играют бытовые условия, в которых приходится воевать солдатам. Причём речь идёт не о комфорте - о гигиене. Не винтовкой, а мылом и корытом воевала.

Стирала вручную - телогрейки, гимнастерки, бельё... Горы белья с "передовиков" - тех, кто воевал на передовой. Заношенное, завшивленное, в крови и грязи…Тёрла на стиральной доске, сдирая кожу с рук. "Как вспомню, руки и теперь болят",- говорит Александра Фёдоровна.

Линия фронта на этом направлении в те дни менялась ежедневно, продвигаясь на запад. Десятого августа Третий Прибалтийский фронт, в составе которого была часть Александры Фёдоровны, прорвал Мариенбургскую линию обороны противника, тринадцатого августа был занят город Выру, наши войска развернули наступление в направлении города Тарту (бывшая Эстонская ССР). Банно-прачечная рота находилась от передовой на расстоянии 2-3-х километров, продвигаясь вместе с фронтом на запад.

В тот роковой день враг обстрелял санчасть, кухню и прачечную. Александра Фёдоровна была тяжело ранена. Врачи насчитали семнадцать осколочных ранений и множественные переломы костей левой руки. В ленинградском госпитале она провела три с половиной месяца. Руку удалось спасти, но девушка стала инвалидом. Зато вернулась домой. Живая.

В начале сорок пятого года Александра Фёдоровна вышла на работу в колхоз "Красное Знамя", пять лет была счетоводом. В это время встретила свою судьбу - Иван Павлович Моисейкин работал трактористом. Тоже фронтовик, орденоносец, парень видный и серьёзный. За мужем молодая жена переехала в Найдёновку, работала в местном колхозе разнорабочей. Потом пошли дети - ни много ни мало шестеро. И Александра Фёдоровна посвятила себя семье, детям, домашнему хозяйству.

Судьба ещё много раз испытывала Александру Фёдоровну на прочность - она уже пережила троих детей и двух внуков. Сегодня взрослые дети не оставляют без своего внимания маму. Николай, живущий рядом, ухаживает за пожилой женщиной ежедневно, зовёт к себе жить. Но Александра Фёдоровна пока не спешит соглашаться на переселение - в отчий дом съезжаются дети и внуки из Москвы и Подмосковья каждое лето. И обязательно приезжают на 9 Мая - этот праздник в семье Моисейкиных отмечают как самый главный.

Автор:Тамара Толстова