Лента новостей
Статья27 марта 2015, 13:51

Город на…

Звучит, конечно, поэтично: «Город на Цне». Но давайте вспомним, что при основании Тамбова это была всего лишь старица реки, отошедшей от границ нынешнего города на 1-4 километра. Город долгое время зависел от двух источников, один из которых течёт с запада на восток, а другой, соответственно, навстречу. А встречаются Студёнка (в трубе) и Студенец (в русле) в районе улицы Московской. С растущим населением нужна была серьёзная подпитка водой. И при Гаврииле Романовиче Державине было принято решение об обновлении старицы путём прокопки канала – не только для променадов по набережной, но и для улучшения водоснабжения города.

Это было во-вторых, а во-первых – Тамбов был основан на реке (не речке и не ручье) Студенце. Вспомните многонациональную сказку со словами: «Папа, я люблю тебя больше соли!». Основа жизни – вода. Кстати, инсургенты или болящие, или верующие выдерживают голодовку 40 –300 дней, а сухую (без воды и соли) – только 15. Без воды и поваренной соли жизнь человеческая кончается через две недели.

Тамбовская геологоразведка

До середины XXвека как-то перемогались с открытыми источниками воды, но серьёзное загрязнение канала реки Цны и основательное иссякание и также загрязнение Студенца (результат исключительно человеческой деятельности) заставили городское и областное руководство задуматься о подземных источниках. Была создана Тамбовская геологоразведочная партия (ТГРП), отпочковавшаяся от Воронежской ПГРЭ.

До начала 60-х годов работали ни шатко, ни валко, в основном - планировали. С начала 1961 года, с появлением в Тамбове моего отца, Овчинникова Виктора Михайловича, работа закипела. А кропотливый, вдумчивый, серьёзный подход отца (где-то интуиция) к разведке и бурению позволили ему, подарив городу воду из скважин, сэкономить государству более 68 млн рублей (это 60-е годы), в пересчёте на нынешние - более 33 млрд рублей. Никто из живших и живущих когда-либо здесь и касавшихся губернских дел, не сделал для города и области большего – это по оценке тех лиц, с кем он работал, кто знал его лично и работу, руководителей – с кем я общался. Очень помог отцу (оформление документации) Евгений Акимович Трофимов, светлая ему память. Они были друзьями.

Более 93 процентов воды, поступающей в Тамбов (не берём другие населённые пункты) – заслуга моего отца. Тамбовская минеральная, названная одно время другой фамилией и Мичуринская минеральная: она не единообразна – это куст скважин с вытекающей рапой (Рапа – вода, насыщенная солями высокой степени минерализации. – Прим.ред.). Список заболеваний, излечимых при посредстве Мичуринских минеральных вод весьма обширен. Нарзан, Ессентуки и Боржоми (в основном поддельные) нервно курят на изрядном расстоянии. Нужна лишь раскрутка и бальнеокурорты, но кто этим займётся?

Кстати, за отцовские подвиги помимо мелких поощрений и наград была ему выписана премия (из Москвы, конечно, не могли не оценить) в размере 1000 рублей (при окладе – 170). После вошедших в традицию, назовём их так - «издержек», в том числе и партийных взносов, на руки он получил 300 рублей… Это к слову о подвигах и памяти. Но не об этом речь.

Спасём Жегалку (!?)

Вернёмся таки к нашим речкам. Теперь мало кто вспомнит Чумарсу и ещё пяток мелких, упакованных в трубы, но в своё время помогших в водоснабжении Тамбова. Но те, что остались наверху, я считаю, нужно сохранить и развить. Есть у нас речка Жегалка (кто-то пишет через «и»), касающаяся краем Охлябиновки и отсекающая крайний юг города от района «Динамо». Работа обширная и благодатная: расчистка, углубление и формирование зон отдыха на расширении перед путепроводом и создание каскада прудов (3-х или 5-ти): первая плотина – 200 – 250 м ниже путепровода, нижняя – перед дорогой, ведущей в сторону стадиона «Динамо».

Здесь же обширное поле деятельности для частных инвесторов, рвущихся в итак уже обезображенную пойму Студенца (одного из важнейших памятников истории города) «наводнить» её новыми строениями. ТРЦ и стоянки можно возводить и близ Жегалки, там места достаточно. А возле нижнего пруда, в районе небольшой зоны отдыха, – куст фонтанов, вода для которых будет поступать с верхнего уровня – по трубам, но без подкачки (тоже экономия).

Берегите природу!

Фонтаны – взамен тех, которые планируют сделать в усадьбе Асеева. Там нужнее установить хотя бы простенькие оградки из арматуры вокруг насаждений, а то подходящие к стволам деревьев гуляющие затаптывают почву, лишая корни воздуха и уничтожая этим растения. Давайте будем беречь природу на деле.

Кстати, о природе. Любой человек, более-менее компетентный в вопросах гидрологии, гидрографии и родственных, объяснит, что обнажение берегов водоёма, стоячего ли, текущего, от многолетней растительности – кустарников, деревьев ли, - рождает его усыхание (то есть водоёма) в несколько раз. Пример – «В песчаных степях Аравийской земли…» А вот извилистость русла дополняет полноводности.

И если, скажем, в отношении Студенца и Жегалки можно (и очень нужно!) посадить деревья: плакучие ивы, выше – берёзы, ещё выше – пирамидальные тополя, а выше уровня поймы – дубы и сосны (можно ели), то, допустим, к речке под названием Гудня, что за деревней Красненькая, незаслуженно засыпанной, преобразованной в два пруда и создающей болото в сторону села Донского, нужно отнестись очень серьёзно и поддержать инициативу жильца с улицы Северной, откопавшего по старому руслу неглубокий прудок.

Можно даже обратиться к депутату и гражданину Савинкову, живущему здесь же, под боком, за оказанием содействия в откопке нескольких прудов до улицы Советской и обсаживании их растительностью. А Анатолию Чуканову хочется посоветовать заняться мелиорацией (осушением) площадей восточнее теплиц: и землИ взамен отбираемой хоть немного прибавится, и комаров в этом районе убудет.

Здесь будет город-сад?

И снова к Студенцу. Он должен быть расширен по крайней мере в трёх местах (недалеко от истока, от БСМП до моста на Карла Маркса и, конечно, ниже Державинского моста), обсажен вышеупомянутыми деревьями и оборудован спусками-ступеньками к воде, где необходимо будет залить железобетонные площадки шириной 1 – 1,5 м и длиной 5 – 8 метров для рыбаков и тех, кто кормит уточек. С одновременным зарыблением всех вышеперечисленных водоёмов (не всего же малька везти на озеро вокруг РБО и родственные ему) и отсечкой (в нужных местах) мелкой сеткой течения, чтобы рыба не уходила в Цну.

Резонный вопрос: где взять деньги, хотя бы для начала, на саженцы и рыбу? Резонный же ответ: с деревьев же и цветов. Сажать побольше в городе цветущих многолетников, а вырезать взрослые деревья только в случае крайней необходимости, а то ведь срезка, разделка и вывоз одного ствола (по данным на 2010 год) обходилась более чем в 5 тысяч рублей. А по высадке и культивации однолетних цветов наидурнейший пример в своё время подал человек в кепке, он же мэр Батурин, «потерявший доверенность». Дело в том, что в этой отрасли столько возможностей для приписок, хищений и прочих нарушений и преступлений в ФЭО – что и не снилось. А в нашем городе подтверждением тому стала скандальная история с руководителем «Зеленхоза» в прошлом году.

Инвесторам в экологию – респект и уважение

Насчёт деревьев и строений. В парке культуры и отдыха не так давно были уничтожены сотни деревьев в угоду очередному ТРЦ. В угоду ему же ошибочно перенесли остановку (она кочует от ГУМа долгое время). Хотя ожидаемого паломничества в ТРЦ что-то не наблюдается, даже несмотря на наличие Макдоналдса. Вкусили, наелись. Остановку лучше приблизить к университету, а блуждающую вернуть к ГУМу, близ подземного перехода.

Завершить хочется также водоёмом. На отрезке улицы Советской, который скоро, вернее всего, переименуют в Вернадского, по чётной стороне – комплекс строений, принадлежащий МВД, следом, вдалеке – поле, отданное под частную застройку, где уже идёт разработка и делёж площадей. Учитывая то, что никаких водоёмов здесь нет (ручьёв, речек, прудов), кроме лужи 5 на 5 метров во дворе дома, можно пойти людям навстречу и откопать пруд на заболоченных и заросших черноталом неудобьях площадью примерно 1,5 га и не годных без очень серьёзной отсыпки под строительство. А земля эта лежит сразу за углом комплекса МВД, подпитка родниками обеспечена, и солдатам спецназа будет где поплескаться. Вот только упредить бы их, чтобы не мусорили. А то ведь до их вселения водоотводные каналы (через дорогу) были полны растений, теперь же на 150 – 200 метров основательно забиты пластиковой, жестяной, картонной тарой и другим мусором (как, кстати, и дорога вдоль полицейской академии от поворота на завод «Аппарат» и далее, несмотря на наличествующий контейнер).

И ещё одно предложение касается памяти увековечения памяти нынешних и будущих инвесторов. Не следует стесняться открывать в их честь памятные доски и стелы (только без чугуна и бронзы – украдут) на местах их великих свершений с именами и датами – пусть будут, люди добрым словом помянут. Средства же на воплощение идей, поданных в этой статье, нашлись бы (если искать), в течение ближайших 1 – 5 лет, несмотря на кризис. Никто не отменял ведь слова профессора Преображенского, которые не грех бы почаще вспоминать, о том, что «кризис, упадок и разруха – в головах, а не в стране».


P. S. Панно «Подвиг советского народа бессмертен» нужно как можно быстрее вернуть на прежнее место (более ему подобающее), а то в скором времени на бедовой трассе «Подвиг» может быть осквернён мощным грузовиком до безобразия…
Автор:Михаил ОВЧИННИКОВ