Лента новостей
Статья22 сентября 2015, 11:15

Город в коммунальных сетях

Откуда взялась ложка в канализационной трубе?
Заявки приняты, горожане ждут спасения в лице мастеров и спецтехники. А мы начинаем свой путь. Первый адрес – пятиэтажка по Моршанскому шоссе. Когда-то здесь было общежитие. Начальник линейной службы цеха водоотведения Владимир Чернышев с ностальгией вспоминает, что когда-то сам жил в этом доме и даже показывает бывшие свои окна.
– А в подвале, – продолжает Владимир Иванович, – располагались душевые. Интересно, сохранилось ли что-то сейчас от тех коммуникаций?
Возможность проверить это представилась довольно скоро: жильцы первого этажа жалуются на неприятный (и это мягко сказано!) запах, идущий из подвала. Видимо, образовавшийся в канализационной трубе засор гонит стоки назад, во внутридомовые трубы.
Чтобы выяснить точную причину, мастера ремонтной бригады открывают прилегающий к зданию люк. Специалисты сразу замечают, что уровень воды здесь гораздо выше положенного. А значит, подчиняясь законам физики, сточные воды и в подвальном помещении находятся на том же уровне. Учитывая разбитую систему канализации, все нечистоты проникают в подвал, чем и вызвано упомянутое вовсе не благоухание. Хотя в норме внутридомовая система водоотведения должна быть герметичной, и при возникновении засора сточные воды должны выходить через канализационный люк.
Специальным крюком мастер пытается расчистить засор. Из колодца на свет божий появляются тряпки и гигиенические средства, крупные куски овощей, оставшиеся после приготовления пищи, и даже алюминиевая ложка... Словом, всё то, что при правильной эксплуатации не должно оказываться в канализационной трубе.
Пальмовое масло раздора
Особое внимание привлекает плотный комок диаметром почти в четверть метра. Владимир Иванович, не без усилия разбивая его сапогом, поясняет, что это – не что иное как жир, собирающийся при мытье посуды или при смывании в сан- узел остатков жирной пищи. Большую негативную роль в жировых засорах играет популярное ныне в производстве продуктов питания пальмовое масло.
– Растворившись с помощью средства для мытья посуды, жир «проскакивает» внутридомовые коммуникации, а затем в холодной воде частички жира полимеризуются, образуя тугоплавкую массу. Представьте себе, как эта масса обволакивает трубы изнутри, делая их практически непроходимыми для стоков, – говорит мастер.
Тут же интересуюсь, могут ли справиться с жировыми засорами популярные средства, о которых так много говорится в телерекламе.
– Нет, – безапелляционно отвечает мой собеседник. – Все эти новомодные очистители решают проблему лишь на определённом участке коммуникаций. Но глобально трубы не чистят. Чтобы решить проблему, нужно в первую очередь менять культуру питания.
К слову, о питании. Особо актуальна проблема жировых наростов там, где есть мало-мальски значительное кулинарное производство. Крупные супермаркеты, кафе и всяческие забегаловки всё с тем же фаст-фудом – просто бич канализационных труб и головная боль «Водоканала». Особенно если забегаловки, в которых готовят недиетические кушанья, собственных стоков не имеют, а подключаются к канализационной системе соседних домов.
– Нам нередко приходится сталкиваться с подобными ситуациями. У многих отношение к коммунальным услугам негативно-потребительское. Мол, я заплатил деньги за услугу, а значит, могу действовать по своему усмотрению, – поясняет начальник цеха водоотведения АО «ТКС» Владимир Кувардин. – Иной раз дело доходит до прокуратуры, а ответственным за устранение неполадок оказывается именно «Водоканал». Мы не отказываемся выполнять свою работу, но во многих случаях можно выезжать на засоры хоть каждый день – и это не решит проблемы, ведь причина не в работе наших мастеров, а в безответственном отношении к коммуникациям самих пользователей.
Заходит разговор о необходимости установки так называемых жировых ловушек. Хитрые приспособления, бесспорно, ситуацию упрощают, но тут же возникает вопрос о правильной утилизации «пойманного» ими содержимого. Впрочем, спорить можно бесконечно, а мы тем временем спускаемся в подвал.
Потерянный коммунальный рай
Никаких душевых здесь уже нет. Точнее, здесь уже нет ничего, что напоминало бы созданный тридцать лет назад коммунальный рай. Сотрудник управляющей компании, в обязанности которой, в общем-то, и входит поддержание внутридомовых коммуникаций в работо- способном состоянии, доказывает, что проводить работы в подвале организация не может, поскольку здесь – бомбоубежище. Правда, на укрытие эти «интерьеры» смахивают очень отдалённо.
Проходя по подземелью, подсвечивая путь фонариком, мы то и дело спотыкаемся об остатки мусора. А одна из «комнат» оказывается и вовсе обитаемой: несмотря на тошнотворный запах, грязь, завалы из бутылок, бумажных коробок и тряпок, в этих нечеловеческих условиях, похоже, действительно живут люди. Те, кому просто некуда больше пойти. На «по- доконнике» стоят тапочки. Солнечный свет из незащищённого стеклом окна падает на старое кресло и стол.
Жильцы, сотрудники «Водоканала» и управляющей компании, представитель ЦГДС спорят, кто должен отвечать за возникающие засоры и содержание общедомового имущества. Местная жительница, представившаяся дипломированным историком, обвиняет во всём беспредел «лихих 90-х», мастера говорят о необходимости ставить запорную арматуру на коммуникации в подвале, да и в сам подвал желательно ограничить доступ посторонних. А время не ждёт, и мы уже едем на следующий адрес.
Зачем нужны мешки с песком?
Служебный уазик останавливается на улице Бориса Васильева. Вдоль жилых домов здесь уже больше недели прорыта траншея и протянута наземная временная труба. Металлическое ограждение скрывает яму, в которой из-за повреждения коллектора скопились стоки. Этот коллектор – один из центральных в городе, тянется по нескольким улицам на десяток километров. Собирая стоки с немаленькой части Октябрьского района, трубы несут их прямиком на очистные сооружения, что расположены в районе улицы Московской.
– Произошло разрушение участка канализационного коллектора диаметром 800 мм в связи с длительным сроком его эксплуатации. Под замену попадает труба между двумя колодцами общей протяжённостью 40 метров, – поясняет Владимир Кувардин.
Техническое состояние труб неудовлетворительное по всей длине коллектора, и вполне логичным решением была бы его масштабная реконструкция, но «Водоканал» – организация всё же эксплуатирующая, и строительство новых коммуникаций, равно как и глобальная замена труб в зону ответственности компании не входит. Да и необходимых ресурсов, в том числе кадровых и технических, нет. На подобные работы бригады выходят только в аварийных ситуациях.
И здесь, на улице Васильева, работа идёт полным ходом. Чуть поодаль от ограждения ждёт своего часа перекачивающая насосная станция. Замечая подготовленные мешки с песком, я интересуюсь их предназначением. Оказывается, они будут исполнять роль своеобразной дамбы: прежде чем начать аварийно-восстановительные работы, необходимо избавиться от большого потока воды, для чего нужно перекрыть линию, а уже после – запустить перекачивающую на- сосную станцию и проводить работы по месту повреждения.
К слову, об аварийных бригадах. За Октябрьским районом Тамбова закреплены две бригады мастеров по 5–6 человек в каждой, по одной такой «команде» в Советском и Ленинском районах. В течение рабочего дня может поступить до 40 заявок со всего города, и бригады мастеров курсируют от одного адреса к другому в пределах своего района. Подобные серьёзные аварийные ситуации возникают, нечасто и в обычные обязанности специалистов, помимо профилактической работы, входит устранение засоров и промывка линий, замена колодцев и поиск колодцев заасфальтированных.
В плену городских джунглей
Говоря о рабочих буднях, мы как раз подъезжаем к такому неудачливому колодцу, который буквально за час до нашего приезда был в прямом смысле закатан в асфальт. Частный сектор по Гастелло. О недавнем «колодезном заточении» напоминают аккуратно сложенные горкой на обочине куски асфальта и снятый с люка бордюрный камень. Молодая девушка – жительница одного из соседних домов, рассказывает, что на устранение засора в канализации у рабочих ушло несколько часов. Открыть доступ к скрытому под слоем асфальта люку оказалось делом непростым.
Непросто бывает добраться и до люка, доступ к которому перекрыт... припаркованной машиной. Как, например, на парковке между корпусом Державинского университета и торгово-развлекательным центром. Устранить аварийную ситуацию в альма-матер удалось только по окончании рабочего дня, когда вернулась хозяйка авто и наконец-то освободила доступ к канализационному колодцу.
– Вряд ли с течением времени у нас будет меньше коммунальных проблем. Скорее, наоборот: коммуникации изнашиваются, а значит, у нас будет только больше работы, – говорят, подводя итог этому «Одному дню» Владимир Чернышев и Владимир Кувардин. – Но, начав с себя, со своего отношения к коммунальной инфраструктуре даже на уровне своей квартиры, каждый из нас значительно упростит жизнь и себе, и нашим специалистам.
Фото автора
Автор:Юлия Носова