Лента новостей
Статья18 ноября 2011, 09:35

Говорите ему чаще: «Ты у меня молодец!»

Начало школьной жизни - волнующее и прекрасное событие. Очень важный момент в жизни ребенка. И мы, родители, тревожимся, волнуемся, переживаем. Как он вольется в новый коллектив? Как будет учиться? И чем мы можем ему помочь? Чтобы узнать все это, спросим у специалиста - психолога начальных классов сош №1 Александры Андреевны Куртуновой.

- Александра Андреевна, по какому принципу строится работа психолога в начальном звене школы?
- Вся работа психолога основывается на принципе: «Не навреди». Наша работа начинается с предшкольного обучения, то есть, диагностируем уровень готовности ребенка к школе. В ходе которого выявляем менее подготовленных ребят, пытаемся наладить контакт с родителями, консультируем, какая помощь ими должна быть оказана детям. Информацию, как подготовить ребенка к школе, размещаем в газетах. Когда ребенок приходит в первый класс, проводим еще раз диагностику подготовки ребенка к школе. Целый год у детей идет адаптационный период к школьному обучению. Поэтому в сентябре-октябре проводится мониторинг на уровень адаптации детей к школе, выявляем группу детей, которые входят в «группу риска». Им нужна дополнительная помощь логопеда, психолога, учителя. В течение года с этими детьми проводят индивидуальную работу: коррекционную, развивающую. В конце года проводят повторную диагностику на адаптацию ребенка к школьному обучению. Выявляются дети, которые по состоянию здоровья не могут освоить школьную программу, несмотря на то, что весь год с ними усиленно занимались и учитель, и логопед, и психолог, и социальный педагог. Такие дети отправляются на областную комиссию, где ими занимаются специалисты - неврологи, психологи, логопеды. В четвертом классе в конце года проводится диагностика готовности детей к обучению в среднем звене.

- Когда работаете с детьми, после уроков?
- В школе проводятся как групповые, так и индивидуальные занятия. С разрешения учителя проблемных учеников можно взять на пятнадцать минут с таких предметов, как физкультура, трудовое обучение, музыка, изобразительное искусство, конечно, не в ущерб процессу обучения. Детям из группы риска рекомендуется посещение группы продленного дня. Там специалист помогает сделать домашнее задание, также с ребенком могу поработать и я.

- Над чем чаще всего приходится работать, с какими проблемами обращаются родители?
- Мы проводим большую работу над вниманием, памятью, мышлением, воображением, саморегуляцией ребенка. С помощью тестов выявляем проблемное место. Используем специальные упражнения, дидактические материалы, занятия проходят в форме игры. Так, например, «волшебные кубики» помогают развить детям мышление. Графические диктанты - внимательность, умение сосредоточиться, учат ребенка ориентироваться в пространстве. Если вижу, что ребенок устал работать над памятью, переключаю его на другой вид деятельности - рисование, развивается моторика. Хорошо, когда родители заинтересованы помочь своим детям. Сами обращаются за консультацией, получают методическую литературу и дома занимаются с детьми.


- С какими детьми больше проблем: домашними или детсадовскими?
- Дети, посещавшие детский сад, более уверенно чувствуют себя в коллективе, они приходят в школу с друзьями - одногруппниками. Умеют общаться, постоять за себя, заводить друзей. Ребенок без детсадовской подготовки требует дополнительной, индивидуальной работы. Плюс еще приходится заниматься со всеми детьми, со всем классом, чтобы этого ребенка правильно воспринимали, и он не стал «отверженным».

- Вы работаете по определенным стандартам?
- Каждый психолог по-своему строит свою работу. Конечно, придерживаемся определенной программы. Есть ряд обязательных тестов. Мне нравится использовать тест «Солнце, тучка, дождик». Допустим, предлагаю ребятам ответить на такое предложение: «Как я себя чувствую в школе». И он должен нарисовать, если хорошо, то солнышко, что-то не устраивает - тучку, не хочет идти в школу - тучку с грозой. Подобным образом надо ответить и на другие предложения: «Как я чувствую себя дома», «Как я себя ощущаю с друзьями». Когда подвожу итоги, сразу видно, какой ребенок в какой среде себя плохо чувствует. Результаты даю классному руководителю. Подхожу к ребенку и выясняю, потому что, пока не поговоришь, не поймешь, почему он так нарисовал. Иногда выясняется, что вчера подрался с Ваней, или просто в классе очень жарко - поэтому тучка с грозой. Но бывают случаи, когда необходимо связаться с родителями, сходить к ребенку домой социальному педагогу, классному руководителю, психологу.


- Как родители могут помочь своему ребенку привыкнуть к школьной жизни?
- Семь лет - это кризисный период, когда сознание ребенка уже созревает, он может себя контролировать. В этот момент важно не упустить детей. Постараться их максимально скорректировать, настроить на учебу. Помочь развить те психологические качества, которые не до конца у него сформированы. При общении с ребенком важно, каким тоном мы разговариваем и как выстраиваем свои предложения. Вы должны объяснить спокойно, почему ребенок должен так поступить. Чаще говорите ему: «Ты у меня молодец». Общайтесь с улыбкой, ласково, можно даже с хитринкой. Даже интонация может сподвигнуть ребенка к таким подвигам, как, например, дополнительно позаниматься. И в то же время необходимо попытаться увидеть в ребенке личность - неповторимую, индивидуальную. Он не должен быть конкретно таким, как вы его видите. Он, ребенок, идет по жизни своей дорогой. И мы, должны какую- то часть пространства оставлять для него. Он должен пройти через свои ошибки и свои достижения, сам, спотыкаясь через что-то в жизни, научиться.


- Что, Вы посоветуете родителям, если не все получается: занимаются, уделяют ребенку время, а результатов нет?
- В этой работе нельзя результат сразу получить. Вспомним поговорку: «Вода камни точит». Сколько требуется времени, водички, чтобы источить углы у камня. Поэтому и у родителей должно быть много-много терпения, желания помочь своим детям. Верьте, работайте, общайтесь с учителем, с психологом и у вас все получится.

Автор:Наталья ВИКТОРОВА.