Инструменты и механизмы: что нужно знать при их покупке

« Город на Цне » от
Среда, 12 октября, 2011 (Весь день)
1179
https://top68.ru/sites/default/files/styles/768x474/public/article-images/2011/10/12/top68.ru-instrumenty-i-mekhanizmy-chto-nuzhno-znat-pri-ikh-pokupke-4726.jpg?itok=J9jJ5RmV

Вместо качества — поломка

На даче забот всегда хватает, поэтому импортная бензопила стала желанным подарком для тамбовчанина Игоря Щелкова. Опытные садоводы знают, что с наступлением весны, а потом и осени нужно проводить большую работу по приведению участка в надлежащий порядок, и не всегда удобно пользоваться простыми садовыми ножницами. Без механических помощников обойтись сложно. Впрочем, радоваться подарку Игорю Николаевичу пришлось сравнительно недолго: после пары раз использования в прошлом сезоне (а подарили бензопилу в феврале 2010 года) и небольшой работы по опиловке минувшим летом дорогой инструмент вышел из строя.

— Проблема — в болтах натяжения цепи, — поясняет ситуацию Игорь Николаевич. — Их здесь два, и один в какой-то момент перестал двигаться, поворачиваться. Соответственно, работать без нормально натянутой цепи стало просто невозможно.
Поняв, что самостоятельно устранить дефект не удастся, наш собеседник в надежде на помощь обратился в магазин, где была куплена пила, а там уже его направили в сервисный центр, который, по счастью, находится в том же здании, только этажом ниже. В мастерской сервисного центра, осмотрев инструмент, тут же сделали вывод, что вышедший из строя болт замене по гарантии не подлежит, поскольку входит в указанный в гарантийном талоне исчерпывающий перечень деталей, не подлежащих гарантийному обслуживанию. Плюс ко всему, причиной поломки здесь назвали механическое повреждение.

Стоит отметить ещё одну особенность вышеуказанного договора: чтобы сохранить право бесплатного гарантийного обслуживания в течение обещанных двух лет, в первый год после покупки бензопилы необходимо было обратиться в сервисный центр для прохождения обязательного платного техобслуживания. Об этом нюансе Игорь Николаевич просто не знал, не вчитавшись вовремя в условия договора.
Однако бензопилу всё же приняли, пообещав «что-нибудь придумать». Но и на платный ремонт болта натяжения тамбовчанин был согласен, к тому же, как пояснили ему поначалу всё в том же сервисном центре, стоит эта деталь всего несколько сотен рублей. Придя за инструментом спустя пару недель, Игорь Николаевич не без удивления увидел, что бензопила осталась нетронутой руками мастеров, а сами мастера сообщили, что ремонт вместо обещанных нескольких сотен будет стоить почти две с половиной тысячи рублей, поскольку необходима замена корпуса бензопилы.
— Неужели кроме замены корпуса ничего нельзя сделать? — с таким вопросом Игорь Николаевич обратился в нашу редакцию. — Стоимость пилы ведь немаленькая, да ещё и ремонт дорогой. Конечно, я не сам покупал эту технику, но всё же... Да и диагностику инструмента в сервисном центре не проводили, никакого заключения с объяснением конечной стоимости ремонта мне не предоставили.

Потребитель на защите прав

Помочь в разрешении ситуации мы попросили начальника отдела защиты прав потребителей контрольного комитета администрации Тамбова Татьяну Долгих.
— Главная ошибка потребителя в этом случае — ведение устных переговоров. Если возникают проблемы с приобретённым товаром, потребитель вправе обратиться к продавцу обязательно с письменной претензией, — сразу же пояснила Татьяна Владимировна. — И ответ со стороны продавца также должен быть письменным. Но, опять же, в этом конкретном случае вряд ли можно чем-то помочь. Отказали в гарантийном ремонте, поскольку из строя вышла комплектующая часть, указанная в договоре как не подпадающая под гарантию, и по причине непрохождения обязательного техобслуживания. С точки зрения законодательства нарушений здесь нет.
К сожалению, при выявлении недостатков в товарах многие потребители совершают похожие ошибки, из-за которых уже не могут предъявить продавцу законодательно закреплённые гарантийные требования. А между тем, знать о своих правах и уметь их защитить очень важно.
Итак, как уже было сказано, при обнаружении недостатка в товаре нужно обращаться к продавцу с письменным заявлением. В общем случае можно предъявить одно из пяти требований:
Возврат денег.
Замена на точно такой же товар.
Замена на другой товар с перерасчётом покупной стоимости.
Снижение покупной стоимости.
Ремонт.
Заявление должно быть составлено в двух экземплярах, причём на экземпляре потребителя продавец ставит подпись и дату приёма заявления. В случае, когда потребитель требует ремонта, передача в сервисный центр осуществляется только продавцом. Обращаясь непосредственно в сервисный центр с некачественной покупкой, потребитель автоматически выбирает именно это требование, тем самым исключая все остальные.
Как правило, гарантийные сроки прописаны в договоре купли-продажи, и гарантия распространяется на все части товара, если иное не оговорено договором. В отношении товара, когда гарантийные сроки не установлены, потребитель имеет право предъявлять одно из пяти выше перечисленных требований в разумный срок не более двух лет со дня передачи товара потребителю.

Проверка качества

Впрочем, к некачественной покупке не всегда применимы гарантийные требования. Под гарантию не подпадает товар в случае механического повреждения, а установить это может только экспертиза. В течение гарантийного срока экспертизу проводит продавец, а потребитель вправе присутствовать при её проведении. Рассказывая об этих правилах, Татьяна Владимировна заметила, что бич большинства сетевых магазинов в том, что они предлагают проведение экспертизы в своих авторизованных сервисных центрах в других городах, тем самым нарушая законное право потребителя. Впрочем, если продавец может обеспечить присутствие потребителя, то проблема снимается. Если же это право нарушено, то потребитель вправе сам провести экспертизу.

Возможен и другой вариант: когда потребитель не предъявляет требование своего присутствия на экспертизе, то он может потребовать, чтобы в его присутствии был составлен акт о состоянии принятого товара. Если же продавец отказывает в присутствии потребителя при проведении экспертизы, то отказ этот должен быть предъявлен только в письменном виде. В таком случае потребитель имеет право самостоятельно провести экспертизу. Важно, что если экспертиза выявит производственный брак, то в случае наличия письменного отказа продавец обязан возместить расходы на проведение экспертизы покупателю.
Спорные моменты, например, недоверие результатам экспертизы с той или иной стороны, решаются исключительно в судебном порядке.

Технически сложные товары

Кстати, об исключениях. Существует группа технически сложных товаров, для которых возврат денег и замена действуют только в первые пятнадцать суток после передачи покупателю. После — и до истечения гарантийного срока — возможен только ремонт. К этой отдельной группе относятся:

Автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним. Мотоциклы, мотороллеры. Снегоходы. Катера, яхты, лодочные моторы. Холодильники, морозильники. Автоматическиестиральные машины. Персональные компьютеры. Тракторы сельскохозяйственные, мотоблоки, мотокультиваторы.

Не сезон?

В отдельную группу выделяют и сезонные товары — одежду, обувь, головные уборы. Для них так же действуют особенные правила. Для таких товаров гарантийный срок начинается не с момента покупки, а с момента наступления соответствующего сезона, определённого в соответствии с Постановлением администрации Тамбовской области №927 от 4.12.2003. Для Тамбова и области «расписание» сезонов таково:
Весна — 1 апреля.
Лето — 20 мая.
Осень — 10 сентября.
Зима — 10 ноября.
Почему же так важно знать эти даты? Хотя бы потому, что при предъявлении вроде бы законных требований в случае обнаружения производственного брака можно оказаться неправым. К примеру, если летние туфли, купленные первого мая, неожиданно порвались второго мая, то предъявить требования невозможно, ведь гарантийный срок на летнюю обувь в этом случае ещё не наступил.
 

Автор: 
Подготовила Юлия Носова
Читайте также:
Наверх