Лента новостей
Статья26 января 2015, 10:49

Исколесив полстраны, вернулась в родные края

О своём раннем детстве жительница Знаменки Клавдия Палуха (в девичестве Новикова) вспоминает как о весёлой беззаботной поре. Хоть и жили в тридцатые предвоенные годы победнее, но все были дружными, сообща делили и радости, и горести.

Клава была старшим ребёнком в семье Тимофея Дмитриевича Новикова, работавшего в гармонной мастерской. Известный в округе гармонист слыл знатным мастером гармоней, баянов, аккордеонов. Мама, Анна Сергеевна, занималась домашним хозяйством. В их подворье всегда водилась домашняя живность: корова, свиньи, куры. Так что их семья жила в достатке по тем временам. А ещё мама Клаши, так девочку ласково называли родители, была мастерицей по шитью. Шила не для продажи, а чисто для своей семьи. Ведь помимо Клавы у них подрастали сыновья Коля и Витя. На правах старшей сестра заботилась о своих братиках, всегда старалась их защищать. Да и в школе учёба легко давалась девочке. Жили, как говорится, не тужили. Но Клавино счастье оборвалось внезапно.
Нагрянула война проклятая…
– Как сейчас помню тот роковой день, – рассказывает моя собеседница Клавдия Тимофеевна. – Двенадцать лет мне было в ту пору. Мы всей семьёй отправились в Знаменскую школу на выпускной вечер. В парке тогда много народа собралось. Все веселились от души. Но вдруг лица взрослых помрачнели, в них вселился страх. И тут нам объявили о начале Великой Отечественной войны. От веселья не осталось и следа. Видно, не зря говорят, беда не приходит одна. Вскоре умерла мама. Отец привёл в дом мачеху, которой до нас, детей, не было никакого дела. Помню, как братики всё просили меня купить им подсолнушки, то есть семечки. И вот однажды мы пошли с ними на базар, по дороге нашли один рубль, а это в те времена были большие деньги. Я тогда на целый рубль накупила семечек. С каким удовольствием они грызли их!
В 1942 году принесли повестку отцу. Клава с мачехой пешком проводили его на железнодорожную станцию Кариан-Строганово. Девочка заливалась слезами, провожая отца на войну, а он, как мог, успокаивал её и почтительно покланялся на прощание из вагона отправляющегося поезда. Тимофей Дмитриевич всю войну работал на военном заводе в Чехословакии, где выпускали и ремонтировали танки. Клавдия Тимофеевна с теплотой вспоминает, как отец однажды прислал домой хромовый материал в посылке, из которого ей сшили замечательные сапожки. Она очень дорожила отцовским подарком.
Окончив семь классов в Знаменской школе, Клавдия с подружками поступила на учёбу в ремесленное училище, располагавшееся здесь же в рабочем посёлке. Их, девчонок, по два-три раза в неделю отправляли пешком в Котовск на пороховой завод, где не хватало рабочих рук. Они шили специальные круглые мешочки, которые набивали порохом для отправки на фронт. После двухлетнего обучения в ремесленном училище, Клавдию направили работать на Тамбовский вагоноремонтный завод. Она стояла у токарного станка, вытачивала всевозможные детали. Поселили в общежитие недалеко от железнодорожного вокзала.
– Нас по десять девчат ютилось тогда в небольших комнатушках, – вспоминает те суровые военные годы труженица тыла. - Вечером, отработав смену на заводе, возвращались в общежитие уставшие, буквально с ног валились. Для пропитания мы приносили из дома кто что мог: картошку, горох, фасоль. У нас в комнате была электрическая плитка и большой чугун, в котором мы по очереди варили себе еду на всю ораву. Однажды была моя очередь, я поставила наполненный чугун на включённую плитку и должна была следить за ним, но, к сожалению, уснула, как и все мои соседи по комнате. Кто-то из нас, помню, вскочил, да как закричит, комната наполнилась чёрной копотью, мы тогда сильно перепугались, чудом живы остались. Там же, в общежитии, меня обворовали, украли продуктовые карточки, вещи, документы. Как мне было обидно!
Полгода Клавдии довелось поработать токарем на заводе, как пришла долгожданная Победа. Домой вернулся отец, который был приравнен к фронтовикам, имел удостоверение участника Великой Отечественной войны. Тимофей Дмитриевич был награждён орденом Отечественной войны второй степени, медалью Жукова, впоследствии ему также вручались юбилейные медали. Жизнь стала налаживаться. Но Клавдия решила отправиться в Среднюю Азию в поисках своего счастья.
Долгие годы странствий
В городе Ленинабаде стояла войсковая часть, где с мужем-военнослужащим работала тётя Клавы. Полгода девушка прожила у неё, пока часть не расформировали. Там она поступила учиться в горнохимический техникум, после окончания которого, в конце сороковых годов в качестве лаборанта её направили работать на уранодобывающий рудник в Киргизию в город Андижан.
– В Киргизии я и познакомилась с молодым человеком Сергеем, своим будущим мужем, – говорит Клавдия Тимофеевна. – Помню, стою на улице, вдруг ко мне подошёл мужчина и спрашивает: "Вы, Клавдия, из Тамбова?", я тогда удивилась, откуда он меня знает. Оказывается, Сергей во время войны учился в военном училище в Тамбове неподалёку от нашего общежития, где он меня и видел. А после войны окончил Ленинградский инженерно-строительный институт. В качестве специалиста он и приехал в Киргизию на строительство атомного завода. После нашего недолгого знакомства Сергей Николаевич предложил мне выйти за него замуж. Мы зарегистрировались в ЗАГСе и уехали к нему на родину в Белоруссию. Я стала работать на электростанции, а муж устроился техником-строителем на фабрику. Там у нас родился первенец – сын Саша.
Друзья Сергея предложили ему поехать с ними на строительство объектов под Варкуту. Пришлось Клавдии в очередной раз сменить место жительства, но теперь уже она отправилась в дальний путь не одна, а со своей семьёй. Муж стал работать прорабом на стройке, а жена воспитывала маленького сына. Вскоре их ждал очередной переезд в Карелию, где они прожили восемь лет. В таёжном краю в семье Сергея и Клавдии Палуха родились сын Коля и дочка Лена. Сергей работал инженером на строительстве объектов, а Клавдия - табельщицей. Наверное, музыкальные способности дочь унаследовала от своего отца, она была заядлой участницей художественной самодеятельности. Именно в Карелии раскрылись её артистические способности, она хорошо пела, танцевала, лихо отплясывала "цыганочку" под аккордеон. Кстати, она и сейчас в свои 86 лет умудряется отбивать "чечётку" и у неё неплохо получается.
Душа в душу жили супруги, радовались своим детям. Казалось, вот оно настоящее счастье, путь к которому был долгим и тернистым. Но судьба-злодейка уготовила Клавдии Тимофеевне неизлечимое горе, навсегда отняв горячо любимого мужа, отца троих детей, которые в нём тоже души не чаяли.
- Я после объезда строящихся объектов леспромхоза возвратилась домой, - со слезами на глазах вспоминает Клавдия Тимофеевна тот роковой для их семьи день. – И вдруг смотрю, мне навстречу бежит заплаканный сын Саша, к тому времени уже учащийся десятого класса общеобразовательной школы. "Папы больше нет", – с горестью сообщил тогда сын. Сердце остановилось – констатировали его смерть врачи. Видно, не выдержало оно выпавших на его долю испытаний. Так мы и похоронили дорогого нам человека.
Здравствуй, Знаменка, я вернулась
И вот в 1970 году после двадцати пяти лет, прожитых на чужбине, рано овдовевшая Клавдия Тимофеевна вернулась с детьми на свою малую родину. Старшего сына Сашу сразу же призвали в армию в Саратов. После прохождения срочной службы он решил уехать в Белоруссию, где окончил институт, обзавёлся семьёй. Клавдия Тимофеевна стала трудиться официанткой в столовой райпотребсоюза, где проработала свыше двадцати лет. Сначала жили в небольшом бабушкином домике, со временем построили собственный дом. Мать всем своим детям дала образование, сыграла пышные свадьбы, но сама замуж больше так и не вышла. Раньше дети не хотели никого принимать, а когда они выросли, было уже и не к чему. Николай Палуха долгие годы работает водителем в ПЧ-36. Дочь Елена Мальцева – заведующая детским садом "Ромашка". У Клавдии Тимофеевны уже стали взрослыми пять внуков, подрастают три правнука. С дочерью Еленой и внучкой Дашей проживает она сегодня.
– Прошлогодней зимой, ничего не подозревая, отправилась в райцентр по магазинам купить продукты, – говорит пожилая женщина. – И когда возвращалась домой, почувствовала головокружение, мне вдруг стало плохо. Смутно помню, как оказалась в районной больнице. Заболела анемией. И вот уже год от дома никуда не отхожу. Хотя без дела сидеть не люблю. И снег сама расчищаю, и в огороде люблю копаться. Правда, дети с внуками запрещают мне это делать.
Как признаётся Клавдия Тимофеевна, особенно она любит стирать и читать, это у неё привилось с детства. Потому и в доме царит идеальная чистота. Когда она вынесла целую стопу газет, журналов, я даже удивился: "Неужели Вы всё это прочитали?". "А как же", – слышу в ответ. И неудивительно, что эта уважаемая всеми добродушная, милая женщина, труженица тыла, столько бед и невзгод повидавшая на своём веку, исколесившая полстраны, сегодня, как и прежде, в курсе всех событий, происходящих не только в районе, области, но и в целом по стране. Хочется от души пожелать ей крепкого здоровья и пожить подольше.
Автор:Виктор МОРДОВИН Фото из семейного архива Клавдии Палуха