Лента новостей
Статья21 января 2015, 16:26

Старт регионального инвестпроекта в области садоводства запланирован на 2015 год

Поговорить о том, каким был 2014 год для местных аграриев, мы решили с начальником управления сельского хозяйства Мичуринского района Александром Ремнёвым.

– Александр Анатольевич, мы в конце осени уже подводили предварительные итоги 2014 аграрного года. И вот теперь уже можно говорить о его точных финальных цифрах…
– Да, пожалуй, середина зимы – редкий момент в крестьянском календаре, когда можно не спеша поговорить о том, каким был прошедший сезон, порассуждать о предстоящих планах. Ушедший в историю 2014 год был во многом непростой. В том числе и для наших сельхозпроизводителей. С этим сложно не согласиться. Но, несмотря на различные испытания, он стал знаковым для тамбовских аграриев. Ну и для мичуринских в том числе.
– Чем 2014-й стал так заметен в районной истории сельского хозяйства?
– Прежде всего рекордным урожаем зерна. В бункерном весе (вместе с кукурузой) мы собрали более 140 000 тонн зерна. Такого результата не было никогда за всю историю Мичуринского района. Даже во времена СССР рекордные отчётные цифры в «битвах за урожай» не превышали 100 000 тонн. Причина нынешнего успеха – стоявшая благоприятная для зерновых погода. Если засушливое лето оказалось критичным для большинства других культур, то злаковым оно пошло на пользу. Но всё же это не главное. Главное – грамотное применение новых технологий в земледелии, современной техники и, конечно, кропотливый труд от зари до зари. Средняя урожайность в этом производственном секторе – 35,4 центнера с гектара. А некоторые мичуринские хозяйства (СХПК «Родина, ОАО «Подъём) получили более 50 центнеров.
Мичуринские аграрии собрали неплохой урожай сахарной свёклы – 91 347 тонн. В целом он чуть ниже прошлогоднего: нынешние 329,5 центнеров уступают прошлогоднему показателю – 505,2 центнера с гектара. Но, учитывая высокую последующую закупочную цену корнеплода (2000 рублей за тонну), конечные финансовые результаты позволяют говорить о выросшей рентабельности этого мало предсказуемого бизнеса. У нас в районе четыре крупных производителя этой агрокультуры и с учётом изменившейся конъюнктуры рынка они планируют расширить её производство в будущем году. Тем более с учётом того обстоятельства, что сахарные заводы частично авансируют выращивание сырья.
Наши земледельцы намолотили более 17 000 тонн подсолнечника, это меньше, чем в прошлом году (23 152 тонны). Причина – засуха. Но выросшие закупочные цены позволили сыграть в плюс, что на руку как самим аграриям, так и бюджету района.
– Не могу не спросить про «архиважную» агрокультуру последних лет – гречиху…
– Ну, таковой она стала внезапно, в силу людского ажиотажа. Никаких проблем с её производством и запасами в стране нет. У нас её выращивает только один производитель – СХПК «Родина», на площади около 60 гектаров. Гречиха – достаточно капризное растение, любит влагу. В начале лета начинается цветение. Процесс её опыления весьма тонкий. Для этого необходимы пчёлы и пасеки, расположенные вблизи её посевов. Эти моменты усложняют промышленное производство гречихи.
– Мы неоднократно писали в нашей газете про люпин, который выращивается в КФХ «Пчёлка». Как обстоит ситуация с этим «гостем из будущего»?
– Массового распространения в нашем регионе люпин пока ещё не получил. Но думаю, что это временно, и не побоюсь повторить, что за этой культурой – большое будущее. «Пчёлка» ежегодно расширяет свои производственные мощности, в этом году они подготовили для реализации около 2500 тонн семян люпина (в 2013 году было 2800 тонн). Предприятие «Термобоб», которое занимается их переработкой, расширяет географию сбыта. Его основные потребители – животноводческие и птицеводческие комплексы, где продукцию «Термобоба» используют как высокоэффективный белковый корм для скота и птицы. К сожалению, подобных хозяйств у нас в районе нет. Поэтому этот продукт здесь не востребован и уходит за пределы не только района, но и Тамбовщины.
– Мы невольно подошли к другой, постоянно и традиционно непростой российской теме – животноводству…
– Да, тема непростая. Если говорить об отчётности плановых показателей – они выполнены. Но вот говорить о развитии этого сектора сложно. Причин много, могу назвать две, на мой взгляд, главные. Это – отсутствие кадров и масштабного финансирования. Подобные проекты в плане инвестиций затратные и рискованные. Желающих организовать большое производство пока нет. Что-то выращивается в личных подсобных хозяйствах, но это не позволяет говорить о динамичном развитии отрасли.
У нас самодостаточное в пределах нашей территории молочное производство: три относительно крупных предприятия – ОАО «Подъём», учхоз имени Кали­нина и учхоз «Комсо­молец». Их молоко закупают молочные заводы в Мичуринске и Новоникольском. Должен заметить, что за последние месяцы выросла его закупочная цена – с 13 до 21 рубля за литр. Причины, полагаю, понятны. Это тоже непростой бизнес, желающих заниматься новым молочным производством в районе пока нет. Его специфика такова, что вложения в подобные проекты очень затратные, а финансовая отдача – долгая. Если инвестиции в растениеводство окупаются в основном в течение двух лет, то здесь экономический эффект заметен только по прошествии как минимум пяти лет. А эту пятилетку нужно выдержать. Бизнес рискованный. Государственные субсидии существуют, но в силу их объёмов они не могут что-то кардинально изменить. Здесь, как и везде, нужны прорывные технологии и пристальное внимание государства.
– Вы сказали, что сегодня для динамичного развития отрасли не хватает кадров. Как обстоит дело с участием молодёжи в развитии местного АПК?
– Это тоже непростой вопрос. К сожалению, желающих не так много, как нам бы хотелось. Даже наличие в городе известного на всю страну и за рубежом аграрного университета не решает эту острую проблему. Я допускаю, что молодёжь охотно пошла бы трудиться на предприятия АПК. Возможно, начала бы и самостоятельное дело. Талантливые и нацеленные на успех ребята у нас были всегда. Но всё упирается в серьёзное финансирование этих начинаний. Пока ситуация не решается так, как того требует время. Есть и другая причина, основа которой, как ни странно, лежит в динамичном развитии местного растениеводческого сектора: в районе нет свободных земельных участков. Все они с 2012 года стопроцентно используются. В начале 2000-х годов такая цифра составляла около 70 процентов. С приходом в район крупных агрохолдингов («Агровиста», «Корнев Групп», «Агротех­нологии») она стала резко сокращаться, и в итоге залежных земель не стало. Но этот позитивный момент, служащий своеобразным индикатором развития, в данном случае выступает неким стопором в плане развития новых молодых хозяйств. Современный бизнес порой противоречив в своих реалиях, но это касается не только АПК.
– Не могу не спросить про садоводство – отрасль, о которой невольно вспоминает любой человек, даже никогда не бывавший в наших краях…
– В «застойные» времена в районе собирали до 15 000 тонн фруктов и ягод в год. Сейчас гораздо скромнее – около 700 тонн. 90-е годы дают о себе знать до сих пор… Но я уверен, что с учётом местной мощной научной базы, климатической зоны и плодородных земель ситуация вполне поправимая.
В 2014 году губернатор Тамбовщины Олег Бетин на одном из совещаний, затрагивающих тему регионального садоводства, отметил важность задач его развития. В итоге появился проект, объединяющий территории Мичуринского, Никифоровского, Петровского и Первомайского районов, где планируется создать новый промышленный садоводческий кластер с крупным плодовым хранилищем и логистическим центром. Предполагаемый период развития этой инвестплощадки – пять лет. Начало работ – 2015 год.
– Александр Анатольевич, давайте пофантазируем: если бы вы стали министром сельского хозяйства страны, чтобы вы в первую очередь поменяли в работе этого ведомства?
– Я бы максимально приблизил планы и его работу к реалиям дня сегодняшнего. Простой пример: в 2015 году на развитие российского АПК Мини­стерство финансов РФ планирует выделить около 200 миллиардов рублей. В стране примерно 220 миллионов гектаров пашни. В конечном итоге на один гектар выходит примерно 900 рублей господдержки. Не нужно быть великим специалистом, чтобы понимать – это не даст ничего существенного и не решит в корне проблему. Для сравнения –европейские фермеры получают аналогичные дотации в размере более 500 евро на гектар. Необходимо как можно скорее начать активную финансовую и налоговую поддержку российского крестьянства. От него в первую очередь зависит продовольственная безопасность и независимость страны. У нас есть кому, где и ради чего работать. И это не нужно никому доказывать.
Фото автора
Автор:Вадим Гранитов