Лента новостей
Статья7 мая 2015, 11:00

Из воспоминаний фронтовика

Николай Григорьевич МАРКОВ, село Калугино, участвовал в боях на Сандомирском плацдарме:

«…После долгих и страшных боёв нас сменил другой батальон, а нашему дали передышку - отвели на отдых. Но отдыхали недолго. Слышим - гул приближается. «Наши отступают, - подумали мы. - Слабаки». Оказалось- не слабаки, а был такой манёвр. Немцы уже чуть ли не победу праздновали над отступавшим советским батальоном, а наши дошли до реки, да как погнали неожиданно на фашиста!
Бой завязался жестокий, затяжной: на одном берегу вражеские пулемёты, на другом - наши. Мне очередью полоснуло по ногам, ранило и товарища- земляка из Паревки по фамилии Пьяных, который воевал в моём батальоне. Подобрался к нам старшина:
- Отползти сможете?
- Попробуем, - ответили мы.
Ползли по танковой колее, метров 200 проползли, видим - танки навстречу. Прут на полных газах, не свернут с полосы. Что делать? Единственный шанс спастись - выползти из колеи. Я выполз, а товарищ мой не успел…
Пополз дальше один, пока не подобрали санитары.
Всех раненых отвезли на станцию, погрузили в эшелон. Прибыли в Москву на Павелецкий вокзал, который был просто забит ранеными. Тех, кто сам мог сидеть или передвигаться хотя бы ползком, не отправляли - занимались лежачими и умершими. На третий день я сам решил выбраться на перрон, где стоял санитарный поезд. Из вагона вышла медсестра - маленькая такая росточком.
- Сестричка, помоги мне забраться в поезд, - попросил её.
Она кое-как сумела втащить меня в тамбур, и поезд тронулся. Меня перевязали, накормили, дали костыли.
Прибыли в Тамбов. «Дай-ка здесь и сойду, - подумал я.- Останусь в Тамбове у сестры или в госпитале». Кое-как выбрался на перрон, и поезд ушёл. Подходит ко мне патруль:
- Помощь нужна? Заодно и документы покажи.
Показал документы.
- Э-э, браток, ты зачем же с поезда слез? Тебе ж предписано на Урал прибыть. А ну, давай, на следующий санитарный и - по месту приписки!
Следующего не пришлось ждать долго - вечером посадили меня в поезд. За все эти дни, что я мотался по вокзалам, раны начали гноиться, оттого лечение было непростым и восстановление длительным…»



По материалам, собранным Николаем ГРАЧЁВЫМ, с. Калугино
Автор:Наш корр.