Лента новостей
Статья31 октября 2014, 09:42

Из-за парт - на войну

В 1956 году, отучившись в тамбовском пединституте на факультете иностранных языков, она по распределению приехала работать в Среднюю Азию, в Сурхан-Дарьянскую область. Практически на границу с Афганистаном, совсем рядом с Термезом - приграничным городом. Эта местность со времён гражданской войны начала XX века считалась одним из центров басмачества. Молодой учительнице французского языка рассказывали, как с противником боролись отряды Красной Армии во главе с Будённым. Тогда басмачи отравили все арыки. Воду можно было брать только из одного, расположенного на горной реке. В нём били родники.
А когда молодая учительница начала работать на новом месте, к русским относились с огромным уважением и заботой. Она и сейчас с благодарностью и теплом вспоминает тех, с кем жила и работала. По возвращении на Родину два года трудилась в селе Котовском, а потом вернулась в родную вторую школу, и уже с ней не расставалась.

Старались воспитывать патриотов
Сколько учеников проходит перед учителем в течение жизни! Но особенно запомнился Нине Фёдоровне класс, в котором она не только преподавала, но ещё и была классным руководителем. Их совместная работа началась в 1981 году, когда шестиклассники пришли на занятия КИДа (клуб интернациональной дружбы). В пятом классе, со своим прежним руководителем, ребята начали собирать сведения о выпускниках, окончивших их школу в 1941 году и почти полным составом отправившихся добровольцами кто на передовую, кто на трудовой фронт. Нина Фёдоровна эту деятельность вместе со школьниками продолжила. Они разыскивали ветеранов, их родственников, вели переписку с бывшими фронтовиками, оказавшимися в других городах. За пять лет работы организовали три встречи с ветеранами Великой Отечественной войны - выпускниками, шагнувшими со школьной скамьи на фронт. На мой вопрос, почему она занялась этим кропотливым, непростым поиском, педагог ответила:
- Мы старались воспитывать патриотов. Такие встречи особенно ценны. К нам ведь приходили свидетели великих событий, их непосредственные участники.

Встречи школьных друзей
В музее бывшей второй школы на материале альбома, оформленного Ниной Фёдоровной и её учениками, создан стенд, посвящённый выпускникам 41-го года. Их было два класса. В колонке памяти: Байдалин Иван, Байдалин Фёдор, Варфоломеев Пётр, Иванов Александр, Марков Вениамин, Морозов Владимир, Михайлов Евгений, Крылов Алексей, Павлов Юрий, Рысцов Виктор, Плаксин Владимир. Это имена тех, кто не вернулся с полей сражений. Многие из оставшихся в живых приезжали в родную школу, чтобы встретиться, вспомнить былое, поделиться своим опытом с молодым поколением.
Одна из таких встреч состоялась в канун 40-летия Победы. Тогда приехал и полковник Борис Владимирович Михейкин (на фото), проживавший уже в Алма-Ате. Он сказал ребятам:
- Все выпускники 41-го года стали настоящими советскими людьми. Каждый из нас участвовал в защите Родины. Наше поколение, принесшее Победу, даровало людям мир и свободу. Невозможно передать те чувства, которые испытывает каждый из нас, переступая порог родной школы, где прошли незабываемые годы детства.
Среди присутствовавших гостей была и Н. Я. Желтова, прошедшая в составе войск 2-го Белорусского фронта с первого дня войны до последнего. Она встретила Победу в Берлине. Дошла до Рейхстага, оставив на нём свою подпись.
Валентина Гавриловна Земцова героически сражалась в отдельном батальоне связи, получила государственные награды. Славный праздник Победы встретила в городе Ровно.
Но не меньшее значение для общего дела имела работа в тылу. Одна из бывших выпускниц рассказывала:
- После объявления войны комсомольцев мобилизовали на рытьё противотанковых рвов в прифронтовой зоне. Везли нас в товарных вагонах. Навстречу мчались составы с первыми ранеными бойцами, с эвакуированными жителями прифронтовых районов. Наш эшелон подолгу простаивал на станциях, пропускал составы с военной техникой и солдатами на фронт. Добрались до места. Построив одну линию обороны, мы отступили раньше армии, шли Брянским лесом, ночевали на болотистом грунте. Костры разжигать нельзя. После уже, когда вернулись домой, я слышала в сводках Информбюро, что в тех рвах застряло много немецкой техники. Нам исполнилось по 17 лет. А страх появился не в начале, а когда немцы с самолётов бомбили и обстреливали. И ещё когда взорвалась мина, и на наших глазах убило наповал трёх парнишек. Тогда мы чаще стали работать по ночам. К сентябрю нас отправили по домам. Начались трудовые будни на разных работах.

А жизнь продолжалась
- Да, и в тылу приходилось нелегко, - рассказывала школьникам Эмма Устинскова. - Летом - на плечах, зимой - на санях запасали дрова, пилили рассказовский лес. Уничтожили его почти до овчинно-шубного завода. В 1943 году моя подруга Наташа предложила поступать в институт в город Ташкент - там жила её сестра. Ей осуществить задуманное не пришлось, а я выехала по вызову и стала студенткой Ленинградского политехнического института, который был туда эвакуирован. В войну Узбекистан гостеприимно встретил чуть ли не полстраны. Норма хлеба - 500 г по карточке, стипендия 210 рублей (буханка хлеба на рынке - 800 рублей). В студенческой столовой по пропускам можно было купить скудные завтраки и обеды. Ужин - как придётся, где придётся, а чаще - без него. Однажды мы с подругой увидели на заборе объявление, приглашающее людей русской национальности для съёмок массовых сцен в фильме "Человек № 217". Осенью 43-го в одном из тупиков железнодорожной станции готовили сцену угона русских на работы в Германию. За съёмочный день нам платили 50 рублей, несъёмочный - семь плюс обед из рисовой каши и стакана кофе или какао. Фильм снимал известный кинорежиссёр М. Ромм.
Несмотря ни на что, мы ходили и в театр. Впервые попали на оперы "Иван Сусанин" и "Травиата". Однажды в антракте объявили об освобождении Одессы. Что тут было! Зал встал, аплодисменты долго не смолкали. Одесситы плакали. В середине декабря профессор Клюквин предложил работу кочегара в котельной. В комнате нас было 25 студенток с разных курсов. Дали согласие пятеро. В ночь - четырёхчасовое дежурство в котельной. Объяснили, как бросать уголь в топку, выгребать шлак, следить за манометром насоса. Только огляделась - насос замолк. Смотрю - ремень соскочил. Выключаю рубильник, лезу по шаткой лестнице, надвигаю ремень. Вроде справилась.
В 1944 году Рассказовский горком комсомола направил меня на работу в воинскую часть. В мои обязанности входила доставка газет и журналов, писем. Зимой топила в клубе-землянке две печи, мыла полы. Организовывала отдых, танцы, самодеятельность для военнослужащих авиачасти.

Для размышлений
Много интересного материала было собрано и Ниной Фёдоровной с учениками, и другими работниками школы. Особое внимание привлекают письма, в том числе и послевоенные (переписку с фронтовиками вела одна из учениц Нины Фёдоровны Бычковой - Ирина Игошина). В рамках одной статьи обо всём не рассказать. Поэтому в последующих номерах газеты мы обязательно вернёмся к актуальной теме Великой Отечественной войны.
Сегодня не могу удержаться и не упомянуть об одном из писем, которое прислала Валентина Гавриловна Земцова. Она воевала на территории западной Украины. В своём повествовании участница тех далёких грозных событий упоминает страшные эпизоды. Молодёжь дежурила на крыше - тушили "зажигалки". Несколько человек схватили бендеровцы. Пытали. Отрезали носы, уши. Ещё живыми закопали. Это для тех, кто является ярым сторонником "украинской демократии".

В тему

Патриотизм - это главная цементирующая основа, которая объединяет людей! Убежден, если у человека нет принципов и жизненных ценностей, ничего у него не получится ни в личной жизни, ни в общественном признании! - отметил в одном из своих выступлений губернатор Тамбовщины Олег Бетин.
В 2014 году исполняется 70 лет со времени проведения последнего военного призыва Великой Отечественной войны. Этой дате посвятили военно-патриотический вечер, участие в котором принял заместитель председателя Тамбовской областной Думы Е. Матушкин.
После окончания войны они находились в постоянной боевой готовности, месяцами не снимая шинелей, и служили в Советской Армии больше трех положенных по закону сроков. Срочная служба для них была продлена до 7-9 лет. Следующий массовый очередной призыв на военную службу был проведен только в 1949 году.
- Посмотрите на ветеранов: это настоящие герои, - призвал Е. Матушкин школьников, которые приняли участие во встрече. - Смотрите на них и учитесь. Учитесь жизни, славе, учитесь всему. А вам, дорогие ветераны, большое спасибо.
Автор:Ольга ФРОЛОВА.