Лента новостей
Статья17 декабря 2014, 07:00

К природе всем сердцем

Основы любви к родному краю закладываются в детстве. Большой вклад в этот процесс призвана внести школа.

Любить - значит, знать
Котовская средняя общеобразовательная школа в течение нескольких лет работает над реализацией проекта "Экология детства: теория и практика социально-экологического воспитания личности". Как известно, учебное заведение расположено вблизи лесного массива, и, совершая экскурсии в лес, ребята нередко видят картину потребительского отношения к природе: разбросанный мусор, поломанные деревья, разоренные муравейники... И часто это дело рук взрослых. Как смотреть детям в глаза? Ведь мы, педагоги, призываем к сохранению природы, а в повседневной жизни школьники сталкиваются с совершенно иной ситуацией.
Как построить свою работу, исходя из этой проблемы? Народная мудрость гласит: "Любить - значит, знать". Необходимо научить детей любить родной край, его природу, прошлое и будущее. И чрезвычайно важно работать не только с ними, но и со взрослыми, сделать так, чтобы те поняли свои ошибки и постарались изменить свое поведение по отношению к ней.
Педагоги школы вместе с учащимися и их родителями решили создать экологическую тропу, свою "лесную полянку" с целью сохранения близлежащего лесного массива. Маршрут формировался таким образом, чтобы показать многообразие растительного и по возможности животного мира нашего края.
Очень сплотила наших учеников и родителей экологическая акция "Экодом-скворечник". В самом деле, таких красивых скворечников, изготовленных собственноручно, давно не видели в городе.Нами были организованы выставка лучших работ и праздник весны совместно с близлежащими детскими садами № 12 и 15.
Главный лозунг экодесанта
Огромное значение в школе придается работе экологического десанта. Стоит подчеркнуть, что это - не эпизодические мероприятия, а спланированная, круглогодичная система учебной, трудовой, исследовательской, просветительской, эстетической и культурной деятельности учащихся.
Общие дела экологической направленности, например, экоакции "Посади дерево", "Экоальпийская горка", "Чистота своими руками", "Пришкольный ландшафт", "Веселая кормушка", сплачивают учеников старших и младших классов в единый коллектив; быстрее формируется позитивное неформальное общение; каждый находит свое место в деле облагораживания территории любимой школы. Экологическое движение способствует развитию и становлению личности, не только самостоятельно действующей и думающей, но и согласовывающей свои действия с коллективом, умеющей привлечь к своей деятельности других людей и оказать поддержку своим товарищам. Программа благоустройства школы была разработана экологическим отрядом, утверждена на заседании школьного совета и одобрена управляющим советом учебного заведения.
Любая работа, будь то посадка растения или создание проекта-дизайна по облагораживанию дворика школы, должна быть выполнена грамотно, поэтому образование и самообразование - первые и самые важные шаги любого дела. У членов экологического отряда главный лозунг такой: "Сделай, как я, сделай лучше меня! Мыслить глобально, действовать локально!". Педагоги отмечают, что наши учащиеся принимают активное участие в различных конкурсах, конференциях, семинарах в рамках экологического воспитания.
"Зелёный отряд" в работе
Авторитет в школьном коллективе имеет экоотряд, или по-другому "Зеленый отряд". Он работает всё лето на территории учебного заведения. За ним закреплена школьная площадь, разделенная на участки; его участники осуществляют облагораживание клумб, посадку кустарников, покраску забора, очистку двора и прилегающей территории от мусора. Еще одна важная задача - помогать соблюдать порядок, чистоту, сохранность растительных оазисов на территории школы, разъяснять горожанам, как взрослым, так и детям, правила поведения на школьной территории. Ученики заинтересованы и в том, чтобы соблюдалась чистота во дворах, где они живут. В их обязанности входят экологическое просвещение младших школьников, организация природоохранных акций.
Экологический отряд призван добиваться того, чтобы каждый школьник поверил: всё, что ему предлагается в экологическом плане, необходимо в первую очередь лично ему. Мотивация - главный компонент социально-экологического воспитания личности.
Исследования
получают признание
Растет количество учащихся, занимающихся изучением экологической обстановки вокруг нас. Некоторые исследования проводятся под руководством преподавателей совместно с природоохранными службами, что только придает вес ученическим работам.
В марте прошлого учебного года в областном центре на базе лицея №14 состоялся финальный этап научно-практической конференции "Человек и природа". Наш город представлял восьмиклассник Александр Тафинцев с научно-исследовательской работой " Чистая вода: миф или реальность?" (научный руководитель проекта - учитель химии Елена Ефимова). Защита проекта прошла успешно - третье место в номинации "Вода и мир".
Назову и другие достижения. Дарья Добычина и Данил Теселкин приняли участие во II областном конкурсе сочинений "Мой вклад в экологию родного края". 17 учащихся стали участниками муниципального этапа Всероссийского детского экологического форума "Зелёная планета-2013", посвящённого Году охраны окружающей среды, и подавляющему большинству из них сопутствовал успех. В муниципальном этапе областного конкурса среди школьников на тему "Вторая жизнь ненужных вещей" у нас выявилось два победителя; в областном экологическом конкурсе "Береги свой дом, свою планету!" школа заняла 3 место. Всех успехов не перечислить, но главное - школьники осознают свою причастность к сохранению родной природы, экология для них - часть их души.
Ребятам подают пример их педагоги. Учитель биологии нашего учебного заведения Нелли Алпацкая приняла участие в областном конкурсе "Педагог-эколог", передала коллегам свой опыт, многое переняла у них. Значит, экологическое воспитание в школе поднимется на одну ступеньку выше.
Чем ознаменован год текущий?
А теперь хотелось бы остановиться на конкретных делах нашего учебного заведения, ознаменовавших текущий учебный год.
Так, в сентябре в нашем учебном заведении стартовали акции, посвященные приближающемуся 70-летию Великой Победы. В ходе одной из них - под названием "Тюльпан Победы" - было высажено более тысячи луковиц тюльпанов. Огромное значение для учащихся - как начальной, так и старшей ступени обучения - имела закладка яблоневого сада на территории второго учебного корпуса школы на улице Набережной. Вот бы таких прекрасных садов появилось в Котовске множество!
В целях вовлечения наших учащихся в общественно-значимую деятельность, направленную на сохранение лесных экосистем, в лесоохранное просвещение и природоохранную агитацию семиклассники нашей школы активно участвовали и заняли достойное место в областном конкурсе "Чистый лес" (руководители работы Марина Юрлова, Алексей Поликутин, Людмила Федорова).
Отрадно также, что на муниципальном этапе областного конкурса "Первые шаги в науку" в номинации "Экология" первое место заняла ученица 11 “А” класса нашего учебного заведения Полина Астафурова (руководитель - учитель биологии Нелли Алпацкая). 17 декабря работа Полины будет представлена в Тамбове, и мы за нее болеем всей душой.
А совсем недавно в школе прошел конкурс на лучшую эмблему "Котовск - экогород будущего". Лучшими стали ученики 8 “Г” класса (классный руководитель Юлия Храмцова). Еще наши учащиеся приняли активное участие в областном конкурсе "Укрась живую елку", который был организован Воронинским заповедником.
Автор:Надежда Савушкина