Лента новостей
Статья26 ноября 2014, 08:00

Качество. Доступность. Профессионализм

В течение трёх дней, с 17 по 19 ноября, в Тамбовской области прошёл II Всероссийский съезд сельских учителей "Сельская школа в России: качество, доступность, профессионализм". В нём приняли участие более 500 человек из 75-ти регионов - учителя, директора образовательных учреждений, руководители региональных и муниципальных органов власти, представители Министерства образования и науки РФ, Госдумы ФС РФ, педагогической общественности. Они обсудили злободневные вопросы современной сельской школы. Делегаты одновременно работали на нескольких площадках, одной из которых стала Избердеевская средняя школа.

Сегодня в Российской Федерации более 3,6 миллиона школьников учатся в сельских школах. В 2011-2013 годах в стране был реализован широкомасштабный проект модернизации региональных систем общего образования. Его бюджет составил более 120 миллиардов рублей, из которых почти половина средств была направлена на строительство новых зданий, отвечающих современным требованиям, предъявляемым к образовательному процессу, обеспечение транспортной доступности школ, оснащение их учебным оборудованием и средствами обучения.
Избердеевская средняя школа - инновационное образовательное учреждение, которое олицетворяет современную сельскую школу. У дверей школы гостей приветствовали глава района Сергей Ефанов, председатель районного Совета народных депутатов Олег Орлов и директор школы Элли Раева. В ходе экскурсии по образовательному учреждению делегаты съезда (а их было почти девяносто человек) ознакомились с лабораториями, кабинетами, школьным музеем, выставками декоративно-прикладных работ учащихся, результатами их проектной деятельности.
Пожалуй, более заинтересованных гостей наша школа ещё не видела. Делегатам съезда было о чём поговорить со своими коллегами из нашей школы. Так методист Красноярского института повышения квалификации учителей Елена Васильевна Григорьева, историк по образованию, с большим интересом знакомилась с центром историко-культурного наследия, экспонатами музея "Истоки", материалами кабинета "Глаголы жизни". А томские коллеги предложили сотрудничество нашему учителю английского языка Елене Николаевне Логуновой - сделать совместный проект, благо технические возможности школ это позволяют.
Каким сегодня должен быть сельский учитель? Участники круглого стола активно обсуждали тему "Учитель в современной сельской школе: универсал или узкий специалист? Педагогическое образование сегодня. Профессиональный стандарт педагога". Современная сельская школа расширяет образовательное пространство, стремясь полнее удовлетворить запросы своих учеников и их родителей. И, положа руку на сердце, в образовательных учреждениях вопрос об универсальности педагога даже не ставится. Потому, что школьный учитель выступает не столько в роли передатчика глубоких знаний и искателя научной истины, сколько в роли наставника по ознакомлению с этим миром, способного гармонично связать школьный курс с агронаукой и окружающей природой, традициями и современными технологиями. Во второй половине дня учитель продолжает воспитание и обучение ребят в кружках и творческих объединениях. Что в таких условиях может сделать узкий специалист?
Вопрос подготовки учителей-"многостаночников" тоже обсуждался на съезде. Например, в Пермском крае учителя начальных классов готовятся и как педагоги дополнительного образования по профилям "Народные промыслы", "Православная культура", "Хореография" и так далее. А директор сельской школы из Белгородской области Василий Подерягин посетовал на то, что учителей теперь готовят классические университеты, а не пединституты. Поступая на работу в школу, их выпускники, даже "краснодипломники", практически не знают методики преподавания, и кругозор их недостаточно широк в сравнении с выпускниками советских пединститутов. "Современный сельский учитель - специалист в своём предмете, с широким кругозором, "продвинутый" в техническом плане, обладающий знаниями в области методики и педагогики. Он должен быть воспитателем, а потому - ещё и психологом",- считает Василий Савельевич.
По мнению Хавы Гандалоевой из Республики Ингушетия, пяти вузовских лет слишком мало, чтобы подготовить Учителя. Подготовка должна начинаться с малых лет, с семьи. Поэтому стоит уделять внимание учительским династиям. Хава сама представляет известную в республике династию, стаж которой насчитывает более 400 лет.
Делегаты обсудили современные образовательные технологии в малокомплектной школе и школе-ресурсном центре. Речь шла о внедрении в практику дистанционных занятий. Но не стоит рассматривать Интернет-трансляции как замену обычной малокомплектной школе. Это взаимодополняющие друг друга вещи. И тут как раз пригодится тот самый универсальный учитель с широкими познаниями и совсем не узкий специалист. Он способен, находясь в классе, помочь учащимся с онлайн образованием, в том числе с дистанционными конкурсами. Победитель Тамбовского регионального конкурса "Учитель года-2014" Ольга Никулина предложила организовать онлайн конкурс, который бы имел такой же статус, как Всероссийская олимпиада школьников. В обсуждении образовательных технологий приняла участие учитель Избердеевской средней школы Галина Полубинская. Она считает, что залог успешной образовательной деятельности - интерес, и задача педагога - этот интерес в ребёнке вызвать и всё время подогревать.
В результате диалога учителей из различных регионов определились основные направления развития образования на селе, которые нашли отражение в принятых на съезде документах.
Автор:Тамара Толстова