Лента новостей
Статья13 марта 2015, 10:40

Как бобры оказались в Степном?

Одним из приоритетных направлений работы с детьми является поиск талантливой молодежи. Этому направлению было посвящено проведенное мероприятие – муниципальный этап областного конкурса исследовательских работ «Грани творчества» и «Малые грани».

Этот конкурс проводится уже неоднократно, целью его является выявление и поддержка одаренных обучающихся в области интеллектуального творчества и исследовательской деятельности. Школьники защищали исследовательские работы, которые представляли собой самостоятельно проведенное исследование, раскрывающее его знания и умение их применять для решения конкретных практических задач.
На «Малые грани» (это конкурс для детей с 11 до 14 лет) было представлено 7 работ в основном из Жердевской школы и М. Горьковского филиала Туголуковской школы. Жюри конкурса было удивлено, какие в Жердевском районе есть талантливые дети! Вместе с руководителем они ставили действительно научные и занимательные задачи и разрешали их. Выдвигалась гипотеза и посредством эксперимента она или подтверждалась, или опровергалась.
Воистину интересные гипотезы были выдвинуты учениками М. Горьковского филиала Туголуковской средней школы. Ученица Анастасия Ланскова защищала свою исследовательскую работу на тему «Гидропоника – эффективный способ выращивания овощей в зимнее время». Присутствовавшие узнали много интересного о том, как можно вырастить лук в домашних условиях без почвы на питательных средах. На гидропонной установке, которую легко сделать самому из двух половинок пластиковой бутылки, перо лука достигает нужной длины (30-40 сантиметров) значительно раньше, чем при обычной посадке, и луковая зелень более нежная и приятная на вкус.
Ученик 7 класса Павел Матвеев провел исследование на тему: «Бобры – добры» о появлении бобров в поселке Степной. Он начал выступление с того, что науке известно, что бобры водятся в чистой проточной воде. А вот как они оказались в прудах поселка Степного, это является вопросом. Скорее всего, они пришли сюда из-за того, что летом река Карачан становится маловодной. Ученик исследовал хатки бобров, плотины, которые они сделали, по остаткам коры выяснил, какие породы деревьев предпочитают бобры «на обед», видел в бинокль, как зверек питается, рассказал, какую роль играют бобры в жизни человека.
Работа ученицы М. Горьковского филиала Софьи Мельниковой была посвящена исследованию фитонцидов – образуемых растениями летучих активных веществ, обладающих антимикробными свойствами. Они могут помочь человеку в борьбе с болезнями. Всем хорошо известно, как полезен лук, чеснок и другие растения в предотвращении ОРЗ и гриппа. Софья под руководством научного руководителя Л.Черниковой проводила опыты: помещала вареные яйца в банки с разными компонентами. Банка № 1 – вареное яйцо, банка № 2 – вареное яйцо + кашица из лука, банка № 3 – вареное яйцо + кашица из чеснока, банка № 4 -вареное яйцо + измельченная апельсиновая корка, банка №5 – вареное яйцо + горчичный порошок. Яйцо в банке №1 было выведено из эксперимента на четвертые сутки. В образцах № 2, № 3, № 4, № 5 яйца долго не портились, так как там находились компоненты, выделяющие фитонциды, которые убивали бактерии.
В конкурсе были представлены работы школьников под научным сопровождением Е. Петровой – педагога-психолога Жердевской школы.Ученица 4 класса Дарья Попова выступила с исследованием «Личное имя как индентификатор человека». Выдвинута гипотеза: определяет ли имя судьбу человека? В ходе проведенного исследования на платформе Глобаллаб гипотеза подтвердилась.
Жюри отметило работы учеников Жердевской школы: Софьи Ивановой «Первые грозы – сроки и характер», Николая Петрова и Никиты Черешнева «Количество летних осадков как показатель изменения климата», Ксении Бредихиной «Гербарий сказочных растений».
Затаив дыхание, ученики и гости слушали выступление Анастасии Гавриловой, ученицы 11 класса Пичаевской средней школы (научный руководитель Е.Н.Костяева ) на тему «Коварство буквы Е» – о пищевых добавках. Школьница вместе с руководителем проводила опыты, в результате которых был проанализирован химический состав таких любимых и таких вредных продуктов питания, как чипсы, сухарики, «Фанта» и «Кола». Ученица экспериментальным путем определила, что эти «народные» продукты содержат концерагенные вещества и употреблять их школьникам крайне опасно.
Научно-исследовательский проект «Вред курения» (ученики М.Горьковского филиала Екатерина Гомоля и Татьяна Почечуева) вызвал большой интерес у школьников. Ученицы провели опыт с прибором «мнимого курения». Это прозрачная пластиковая бутылка (легкие) с трубкой в крышке, куда вставляется сигарета. В бутылку помещали ватный тампон (клетки легких). Сигарету зажигали, табачный дым входил в бутылку, ватный тампон стал коричневого цвета, ощущался неприятный запах. Из этого опыта мы точно можем представить, какие бывают легкие у курильщика.
Исследовательская работа «Сохраним природу родного края» (автор Анастасия Тюрина, ученица 9 класса Сукмановского филиала Шпикуловской школы) посвящена родникам села Сукмановки. В последнее время для России жизненно необходимым стало возвращение к истокам нашей культуры, возрождение идеи чуткого и бережного отношения к различным природным объектам, в том числе и к родникам. В настоящее время на территории с.Сукмановки насчитывается четыре родника, над которыми взяли шефство учителя, школьники и их родители. Ученица под руководством научного руководителя В.В. Енговатовой провела гидрологическое исследование родника, физико-химический анализ и химическое исследование воды и получила результаты: по санитарным показателям вода из родника с.Сукмановка отвечает требованиям ГОСТа Р52232-98, вода питьевая. Беречь родники необходимо для наших потомков.
Очень трогательным и патриотичным было выступление Анастасии Костяевой, ученицы 11 класса Пичаевской школы (руководитель Е.И. Сушкова). Она провела исследование по истории села Пичаево, его жителях, его культуре. Главный вывод: такие села, как Пичаево, должны жить, а не исчезнуть, как это произошло со многими сельскими населенными пунктами.
Ещё одно исследование ученицы Пичаевской школы Валерии Костяевой (руководитель И.В.Каширина) показало, что выращивание моркови и других овощных культур с использованием никотиновой кислоты очень полезно, так как дает положительные результаты.
Молодые «ученые» Максим Быков, Николай Бетин, Максим Ефремов взяли для исследования очень серьёзную тему «Формирование понятия об области применения и границах применимости модели идеального газа» (руководитель Н.В. Федянина ) и успешно её защитили.
Жюри понравились практически все работы, но требовалось определить лучших. В номинации «Малые грани» победителем стала Анастасия Ланскова, призерами – Софья Мельникова, Софья Иванова, Николай Петров и Никита Черешнев. В номинации «Грани творчества» (для учеников 15-18 лет) победителем стала Анастасия Гаврилова, призерами – Анастасия Тюрина, Максим Быков, Николай Бетин, Максим Ефремов.
Автор:Л. Чернова